Рельсы для железнодорожного транспорта изготавливаются из углеродистой стали. Наиболее распространены следующие виды железнодорожных рельс: Р50, Р65, Р75.
Цифра в обозначении примерно соответствует весу одного погонного метра рельса в килограммах. Длина стандартного железнодорожного рельса, производимого рельсопрокатными заводами в России, составляет 12,5, 25 или 50 метров.
Основное назначение рельс это создать поверхности с наименьшими сопротивлениями для качения колёс подвижного состава, непосредственно воспринимать и упруго передавать воздействие силы от колёс на опоры(шпалы, брусья) и направлять в движении колёса подвижного состава. На участках с автоблокировкой рельсовые нити служат проводниками сигнального тока, а на участках с электрической тягой — обратного тягового тока.
Тип современных рельсов обозначают буквой Р и числом, округленно равным массе 1 м рельса. Например, рельс, 1 м которого имеет массу 64,72 кг, обозначается Р65.
Купить рельсы железнодорожные в Екатеринбурге можно следующих видов:
Показатель | Тип рельса | ||
Р75 | Р65 | Р50 | |
Площадь поперечного сечения, см2 | 95,06 | 82,56 | 65,93 |
Масса рельса длиной 1м, кг | 74,41 | 64,72 | 51,67 |
Масса рельса длиной 25м с отверстиями на концах, кг | 1859,38 | 1616,0 | 1280,0 |
Высота, мм | |||
общая H | 192 | 180 | 152 |
головки | 55 | 45 | 42 |
шейки | 105 | 105 | 83 |
подошвы | 32 | 30 | 27 |
Ширина головки поверху на уровне 13мм от поверхности катания B1, мм | 72 | 71 | 70 |
Ширина подошвы B, мм | 150 | 150 | 132 |
а—1-й сорт, б—2-й сорт, в—промышленный брак.
Поверхность катания головки рельсов для центральности передачи давления имеет выпуклое криволинейное очертание. Средняя часть головки прокатывается по радиусу 500 мм, переходящему в радиус 80 мм и затем в радиус 15 мм. Боковые грани головки делают наклонными 1:20, а нижние грани головки и верхнюю поверхность подошвы рельса — 1:4, как и опорные поверхности стыковых накладок. При затяжке болтов накладки входят как клин в пазуху рельса, распирая головку и подошву.
Нижняя грань головки сопрягается с шейкой рельса двумя радиусами — верхним 5 мм у рельсов Р50 и 7 мм у рельсов Р65 и Р75 и нижним соответственно 12,15 и 17 мм, с тем чтобы местные подголовочные напряжения(при переходе от широкой головки к тонкой шейке) были возможно меньшими. Боковые грани шейки рельсов Р50, Р65 и Р75 имеют криволинейное очертание по радиусам соответственно 350, 400 и 450 мм. Шейка с подошвой сопрягается по радиусу большему, чем с головкой(20 мм у рельсов Р50 и 25 мм у Р75 и Р65).
Основным отличием профилей рельса Р75 от прежних является то, что размеры его стыковой пазухи и ширина подошвы — такие же, как у Р65. Это позволяет иметь одинаковые стыковые и промежуточные скрепления для рельсов обоих типов.