Лампа накаливания Ж54-25 - железнодорожная - для местного и общего освещения подвижного состава железных дорог, вагонов трамвая городских железных дорог, для железнодорожных светофоров.
Лампы накаливания железнодорожные для подвижного состава городских железных дорог предназначены для последовательного включения в сеть постоянного тока с номинальным напряжением 600 В (ЖГ120-60), но могут применяться и в других схемах включения при условии, что номинальное напряжение на лампе будет 120 В.Обозначения Ж (ЖГ, ЖТ, ЖСК, ЖС) X - X: Ж - железнодорожная; ЖГ -железнодорожная для городских железных дорог; ЖТ - железнодорожная трубчатая; ЖСК - железнодорожная в синей колбе; ЖС - для железнодорожных светофоров; X - номинальное напряжение, В; X - номинальная мощность, Вт.
Допускается эксплуатация ламп при напряжении, отличном от номинального, при этом продолжительность горения и световой поток резко снижаются.
Лампы накаливания железнодорожные выпускаются в стеклянных колбах. Лампы имеют специальную конструкцию, обеспечивающую механическую прочность тела накала. Колба ламп прозрачная.
Лампы выпускаются со штифтовыми цоколями. По требованию потребителя допускается изготовление ламп в колбах из матированного стекла (могут изготавливаться для всех типов, кроме ЖГ60-55, ЖГ120-60, ЖСК54-25, ЖТ54-15) или стекла, окрашенного в синий цвет. Лампы в колбах из матированного стекла имеют световой поток не менее 97% от номинальных значений для ламп в прозрачных колбах.
Возможна замена штифтовых цоколей резьбовыми, при этом длина лампы увеличится на 3 мм. Для освещения подвижного состава городских железных дорог (вагонов трамваев и метрополитена) выпускаются специальные лампы типа ЖГ120-60 с повышенной механической прочностью тела накала, которое монтируется в виде зигзагообразных секций, поддерживаемых двумя ярусами молибденовых крючков.
Лампы для освещения вагонов метрополитена (ЖГ60-65) имеют специальные самозакорачивающие устройства, срабатывающие при разности потенциалов выше 70 В, что позволяет избежать выключения всей группы последовательно включенных ламп при перегорании одной из них.
Для железнодорожных светофоров применяются лампы с отражательной и линзовой оптикой. Для линзовых светофоров - лампы со специальными фокусирующими цоколями, для светофоров с отражателями - тело накала выполняется в виде секций. Лампы ЖС имеют основное и резервное тело накала.