Заказать звонок

г. Екатеринбург, ул. Первомайская 35

Ваша корзина пуста

Новости
Все новости
24.11.2025

ведут переговоры о запуске в регулярную эксплуатацию обновленных пассажирских вагонов китайского производства на маршрутах между двумя странами. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора РЖД Сергей Павлов.

14.11.2025

Решиться на путешествие поездом — это лишь полдела. Главный вопрос, который встает перед каждым пассажиром: какой вагон выбрать? Плацкарт, купе или СВ? Цена билетов может отличаться в разы, но оправдана ли эта разница? Давайте разберемся по порядку, чтобы ваша поездка была по-настоящему комфортной.

Главная / Полезная информация / Верхнее строения пути ВСП / Технические характеристики рельсов: руководство для инженеров и закупщиков

Технические характеристики рельсов: руководство для инженеров и закупщиков

Выбор правильных рельсов — это фундаментальная задача при проектировании и строительстве железнодорожных путей. От точного соответствия характеристик рельсов предполагаемой нагрузке и условиям эксплуатации напрямую зависит безопасность, долговечность пути и экономическая эффективность проекта. В этой статье мы подробно разберем ключевые параметры, знание которых позволит вам сделать технически грамотный и коммерчески обоснованный выбор.

Ключевые параметры для технической оценки

При подборе рельсов специалисты ориентируются на набор взаимосвязанных геометрических и физических характеристик. Вот основные из них:

  • Тип (марка) рельса (Р50, Р65 и др.) — обозначает массу одного погонного метра в килограммах. Это базовый классификатор.

  • Масса погонного метра (кг/м) — главный показатель, определяющий прочность и область применения.

  • Высота рельса (мм) — общая высота профиля, влияющая на жесткость конструкции.

  • Ширина подошвы (мм) — определяет площадь опоры и устойчивость на шпале.

  • Ширина головки (мм) — критически важна для площади контакта с колесом подвижного состава.

  • Длина (м) — стандартная (12.5 м, 25 м) или укороченная для кривых участков.

Классификация и применение основных типов рельсов

Рельсы разделяются по назначению, что предопределяет их ключевые характеристики:

  • Для магистральных железных дорог (Р75, Р65, Р50). Применяются на путях общего пользования с высокой грузонапряженностью. Тип Р65 является одним из самых распространенных для основных направлений.

  • Для промышленного транспорта и крановых путей (КР70-КР140). Имеют увеличенную ширину головки и подошвы для восприятия концентрированных нагрузок от кранового оборудования.

  • Для рудников и шахт (Р33, Р43). Используются на узкоколейных путях для вагонеток. Рельсы Р43, например, часто применяются в угольной и горнорудной промышленности.

  • Специальные (трамвайные, остряковые, рамные). Изготавливаются с учетом специфических требований, таких как стойкость к электрическому напряжению или особая форма для стрелочных переводов.

Сравнение характеристик популярных типов

Для наглядности приведем сводные данные по наиболее востребованным типам рельсов (на основе ГОСТ).

Рельс Р65

  • Масса 1 м: 64.72 кг

  • Высота: 180 мм

  • Ширина подошвы: 150 мм

  • Ширина головки: 75 мм

  • Применение: Основные пути магистральных железных дорог с высокой грузонапряженностью.

Рельс Р50

  • Масса 1 м: 51.67 кг

  • Высота: 152 мм

  • Ширина подошвы: 132 мм

  • Ширина головки: 72 мм

  • Применение: Подъездные пути промышленных предприятий, пути с меньшей нагрузкой.

Рельс Р43

  • Масса 1 м: 44.65 кг

  • Высота: 140 мм

  • Ширина подошвы: 114 мм

  • Ширина головки: 70 мм

  • Применение: Промышленные и рудничные узкоколейные пути.

Рельс Крановый КР100

  • Масса 1 м: Индивидуальная для крановых типов

  • Высота: ~150 мм (пример для КР100)

  • Ширина подошвы: ~150 мм

  • Ширина головки: ~108 мм

  • Применение: Пути для крановых тележек и подъемных кранов.

Как правильно выбрать рельсы: практические рекомендации

Выбор должен основываться на технико-экономическом обосновании. Вот ключевые шаги:

  1. Определите эксплуатационные условия: Грузонапряженность (млн. тонн в год), осевые нагрузки, скорость движения, тип подвижного состава (поезда, вагонетки, краны).

  2. Рассчитайте требуемую прочность: Для магистралей с высокими скоростями и нагрузками выбирайте тяжелые типы (Р65, Р75). Для внутризаводских или складских путей может быть достаточно Р50 или Р43.

  3. Учтите состояние пути: При капитальном ремонте или строительстве «с нуля» используются новые рельсы. Для ремонта второстепенных путей иногда экономически оправдано применение качественных старогодных (б/у) рельсов.

  4. Обратите внимание на класс качества и маркировку: Рельсы производятся разных сортов (например, 1-й или 2-й), что отражается на допусках по геометрии и наличии дефектов. Маркировка на шейке рельса содержит информацию о производителе, плавке стали, классе прочности и дате изготовления.

Где получить точные данные и сделать заказ?

Технические параметры рельсов строго регламентированы государственными (ГОСТ) и отраслевыми (ТУ) стандартами. При запросе коммерческого предложения у поставщика обязательно уточняйте:

  • Полное наименование типа рельса (например, Р65 ДТ350).

  • Требуемую длину (12.5 м, 25 м или нестандартную).

  • Необходимое количество в погонных метрах, штуках или тоннах.

  • Требования к упаковке и маркировке.

Помните, что корректный подбор рельсов — это не просто покупка металлопроката, это инвестиция в безопасность и бесперебойность транспортных операций на десятилетия вперед.

Оставьте заявку, мы перезвоним
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK