Конструкция и размеры тяг и затяжек тормозной рычажной передачи вагонов должны соответствовать конструкторской документации на конкретную модель вагона.
Размеры плеч рычагов в тормозной рычажной передаче вагона должны соответствовать конструкторской (в том числе ремонтной) документации на него и типу (композиционные или чугунные) тормозных колодок.
Схемы тормозных рычажных передач основных типов грузовых вагонов приведены на рисунках 1-8.
В новых тормозных системах применяется раздельное потележечное торможение установкой двух тормозных цилиндров диаметром 356 мм или двух малогабаритных тормозных цилиндров диаметром 254 мм № 710 и двух регуляторов тормозных рычажных передач № РТРП 675-М или двух малогабаритных регуляторов тормозных рычажных передач РТРП-300 с длиной регулировочного винта 300 мм, автономно воздействующих на рычажную передачу каждой тележки от воздухораспределителя типа № 483.
Для регулирования давления в тормозных цилиндрах в зависимости от загрузки вагона в тормозной системе установлен авторежим. Питание тормозных цилиндров через воздухораспределитель осуществляется от запасного резервуара Р7-135 при применении тормозных цилиндров диаметром 356 мм или от запасного резервуара Р7-78 при применении тормозных цилиндров диаметром 254 мм.
1) Поступившие в ремонт узлы и детали тормозной рычажной передача вагонов должны быть очищены от грязи и старой смазки.
2) Рычаги, затяжки, тяги тормозной рычажной передачи, имеющие трещины, постановке на вагон и ремонту не подлежат.
Допускается выполнять ремонт сваркой и наплавкой:
3) Допускается производить ремонт сваркой и наплавкой деталей предохранительных и поддерживающих устройств, имеющих износ (потертости), составляющий не более 30% от их толщины.
4) Валики шарнирных соединений тормозной рычажной передачи и валики подвесок тормозных башмаков после восстановления наплавкой должны быть обработаны до чертежных размеров.
5) Тормозные тяги после ремонта сваркой должны быть испытаны на растяжение с последующим их дефектоскопированием и клеймением в соответствии с нормативными документами по испытанию на растяжение и неразрушающему контролю деталей вагонов.
Тормозные тяги при производстве капитального ремонта подлежат испытанию на растяжение с последующим дефектоскопированием вне зависимости от того, производился их ремонт сваркой или нет.
Испытанию на растяжение с последующим дефектоскопированием подлежат также вновь изготовленные тормозные тяги.
6) Втулки шарнирных соединений в рычагах, затяжках и тягах, имеющие выкрашивания и трещины, должны быть заменены. Замене подлежат также втулки, выступающие за пределы толщины рычагов, затяжек и головок тяг более чем на 1 мм.
При капитальном ремонте вагонов втулки, изношенные по внутреннему диаметру более 1 мм от номинального размера шарнирного соединения, необходимо заменить.
При деповском ремонте вагонов втулки, изношенные по внутреннему диаметру более 1,5 мм от номинального размера шарнирного соединения, необходимо заменить.
При замене следует устанавливать новые втулки из композиционного прессовочного материала.
7) Валики в шарнирные соединения необходимо устанавливать при капитальном ремонте вагонов новые или отремонтированные, при деповском ремонте вагонов допускается постановка валиков, имеющих износ по диаметру не более 1 мм.
8) Проверка состояния втулок кронштейнов боковых рам тележек грузового типа для крепления подвесок тормозных башмаков и их замена производится в соответствии с нормативными документами по ремонту тележек грузового типа.
9) При сборке тормозной рычажной передачи тележек грузового типа необходимо:
- втулки в подвески тормозных башмаков при капитальном и деповском ремонте ставить новые, допускается при деповском ремонте вагонов повторное использование полиуретановых втулок, не имеющих трещин и разрывов при условии, что срок их годности не истекает в следующий межремонтный период;
- валики в подвески тормозных башмаков устанавливать с обязательным применением предохранительных устройств от их выпадения, при капитальном ремонте валики устанавливать новые или отремонтированные, при деповском ремонте вагонов допускается постановка валиков, имеющих износ не более 1 мм;
- шплинты ставить только новые и разводить обе ветви шплинта на угол между ними не менее 90о , повторное использование шплинтов запрещено;
- устанавливать только вертикальные рычаги, в конструкции которых предусмотрен предохранитель от завала шарнирного соединения вертикального рычага с серьгой мертвой точки;
- у тележек, не имеющих устройства торсионного типа для равномерного износа тормозных колодок, на распорке каждого триангеля установить устройство по равномерному износу тормозных колодок в соответствии с конструкторской документацией ПКБ ЦВ, при этом скоба устройства должна быть выполнена из прутка диаметром 16 мм и иметь внутренний охватывающий размер (226+2) мм, замок скобы приваривать к распорке триангеля не допускается. Скобы не должны иметь изломов, трещин, деформации и сверхнормативных износов. При деповском ремонте вагонов допускается установка скоб, имеющих износ (потертость) не более 1,5 мм, при капитальном - скобы должны устанавливаться только новые или отремонтированные. Устанавливать скобу конструкции Уралвагонзавода с приваренным крюком на триангеле запрещается;
- размеры «С» (размер от оси кронштейна до оси соединения серьги с вертикальным рычагом) и «Р» (размер по осям соединения затяжки с вертикальными рычагами) (рисунок 9) необходимо устанавливать в зависимости от толщины тормозных колодок и диаметра колес в соответствии с таблицами 1 – 3;
- правильность регулировки тормозной рычажной передачи тележки необходимо определять перед подкаткой ее под вагон при вручную прижатых тормозных колодках к колесам, контролируя размер «n» и наклон внутреннего вертикального рычага (рычага тележки, соединенного с тормозной тягой вагона). Размер «n» (расстояние от центра шкворневого отверстия подпятника до оси верхнего отверстия внутреннего вертикального рычага) должен находиться в пределах, приведенных в таблицах 1–3, а внутренний вертикальный рычаг должен быть наклонен своим верхним плечом в сторону надрессорной балки. При несоответствии размера «n» значениям, приведенным в таблицах 1–3, тормозную рычажную передачу тележки допускается регулировать за счет изменения размеров «С» и «Р».
Таблица 1 - Монтажные размеры тормозной рычажной передачи двухосной тележки грузового типа с тормозными колодками толщиной (50+5) мм
Обозначение размера |
Величина размера, мм, при среднем диаметре колес тележки Dср=(D1+D2)/2, мм |
||||||
более 959 |
959-943 |
942-928 |
927-904 |
903-886 |
885-870 |
менее 870 |
|
С |
227 |
127 |
177 |
227 |
127 |
177 |
227 |
n |
350-450 |
350-400 |
350-450 |
350-400 |
350-450 |
||
P |
950 |
1030 |
1110 |
Таблица 2 - Монтажные размеры тормозной рычажной передачи двухосной тележки грузового типа с тормозными колодками толщиной (60±4) мм
Обозначение размера |
Величина размера, мм, при среднем диаметре колес тележки Dср=(D1+D2)/2, мм |
|||||
более 939 |
939-923 |
922-908 |
907-884 |
883-866 |
менее 866 |
|
С |
227 |
127 |
177 |
227 |
127 |
227 |
n |
350-450 |
350-400 |
350-450 |
350-400 |
||
P |
950 |
1030 |
1110 |
Таблица 3 - Монтажные размеры тормозной рычажной передачи двухосной тележки грузового типа с тормозными колодками толщиной (65+5) мм
Обозначение размера |
Величина размера, мм, при среднем диаметре колес тележки Dср=(D1+D2)/2, мм |
|||||
более 939 |
939-923 |
922-908 |
907-884 |
883-866 |
менее 866 |
|
С |
227 |
127 |
177 |
227 |
127 |
227 |
n |
350-450 |
350-400 |
350-450 |
350-400 |
||
P |
950 |
1030 |
1110 |
Регулировку тормозной рычажной передачи грузовых вагонов необходимо производить после сборки механической части тормоза на раме вагона и соединения ее с тормозными рычажными передачами подкатанных под вагон тележек.
Регулировка тормозной рычажной передачи каждой тележки должна быть произведена до подкатки тележек под вагон.
Переключатель режимов воздухораспределителя на вагоне с композиционными тормозными колодками должен быть установлен на среднем режиме торможения, а с чугунными тормозными колодками – на груженом.
На дизельном вагоне 5-вагонной рефрижераторной секции переключатель режимов воздухораспределителя должен быть установлен, вне зависимости от типа тормозных колодок, на среднем режиме торможения.
Переключатель режимов воздухораспределителя на вагоне с композиционными тормозными колодками, эксплуатация которого в груженом состоянии производится по особому распоряжению владельца инфраструктуры на груженом режиме, должен быть установлен на груженый режим торможения.
На вагоне, оборудованном авторежимом, под упор авторежима необходимо подложить металлическую прокладку толщиной (32-1) мм – при авторежиме 265А-1, толщиной (45-1) мм – при авторежиме 265А-4, АКВ1 и авторежиме модельного ряда 6532.
У вагона с рычажным приводом регулятора необходимо извлечь из рычажного привода валик, соединяющий регулировочный винт привода с его упорным рычагом, и отвести упорный рычаг привода от корпуса регулятора на максимально возможное расстояние.
У вагона со стержневым приводом регулятора упор привода следует установить при чугунных тормозных колодках на расстоянии не менее 160 мм от корпуса регулятора, при композиционных тормозных колодках – не менее 200 мм.
У вагона с винтовым приводом регулятора упор привода следует установить на расстоянии не менее 40 мм от корпуса регулятора.
Вращением корпуса регулятора необходимо установить зазор между тормозными колодками и колесами от 5 до 8 мм.
Винт регулятора должен быть вывернут так, чтобы размер «а» (расстояние от торца муфты защитной трубы до присоединительной резьбы на винте) составлял не менее 500 мм – для регуляторов 574Б, РТРП-675, РТРП-675-М, не менее 250 мм – для регуляторов РТРП-300, 6581 (рисунки 10, 11, 12).
Произвести полное служебное торможение и проконтролировать выход штока тормозного цилиндра и наклон рычагов тормозной рычажной передачи.
Выход штока тормозного цилиндра при полном служебном торможении должен находиться в пределах, приведенных в таблице 4.
Таблица 4 – Выход штока
Тип вагона и тормозных колодок |
Выход штока, мм |
Грузовой вагон (в том числе рефрижераторный) |
от 50 до 100 |
Четырехосный грузовой вагон |
|
Шестиосный грузовой вагон с одним тормозным цилиндром (519А) диаметром 400 мм. |
|
Восьмиосный грузовой вагон с двумя тормозными |
от 50 до 100 |
Восьмиосный грузовой вагон |
|
Четырехосный грузовой вагон (в том числе рефрижераторный) |
от 75 до 125 |
Четырехосный грузовой вагон |
от 25 до 65 |
У вагона с симметричной тормозной рычажной передачей с одним тормозным цилиндром (рисунки 1, 4, 5, 8) и у вагона с двумя тормозными цилиндрами (с раздельным торможением, рисунок 6) при полном служебном торможении ведущий горизонтальный рычаг (горизонтальный рычаг со стороны штока тормозного цилиндра) должен располагаться перпендикулярно к оси тормозного цилиндра или иметь наклон от своего перпендикулярного положения до 10° в сторону от тележки (рисунки 13, 14).
У вагона с одним тормозным цилиндром с несимметричной тормозной рычажной передачей (рисунки 2, 3) при полном служебном торможении тыловой промежуточный рычаг должен иметь наклон не менее 20° в сторону к тележке (рисунок 15).
У вагона-хоппера с двумя тормозными цилиндрами (с раздельным торможением, рисунок 7) при полном служебном торможении промежуточные рычаги должны иметь наклон не менее 20° в сторону к тележке (рисунок 16).
Тормозная рычажная передача вагона при несоответствии вышеприведенным требованиям должна быть отрегулирована.
При регулировке тормозной рычажной передачи запрещается укорачивать тормозные тяги, ставить взамен них тяги другой длины.
Для проверки наклона рычагов тормозной рычажной передачи и выхода штока тормозного цилиндра вновь производится полное служебное торможение.
У вагона с отрегулированными наклоном рычагов и выходом штока тормозного цилиндра необходимо произвести полное служебное торможение, подвести упорный рычаг (упор) привода регулятора вплотную к корпусу регулятора и зафиксировать его положение.
У рычажного привода для фиксации упорного рычага следует вращением регулировочного винта совместить отверстие в его головке с отверстием в упорном рычаге привода и соединить их валиком, с постановкой шайбы и шплинта.
После установки привода регулятора следует произвести отпуск тормоза. При этом расстояние между корпусом регулятора и упорным рычагом (упором) устанавливается автоматически. Ориентировочные установочные размеры привода регулятора (размер «А») приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Ориентировочные установочные размеры привода регулятора тормозной рычажной передачи вагонов
Тип вагона |
Тип |
Размер "А", мм |
||
рычажный |
стержневой |
винтовой |
||
Четырехосный грузовой вагон (в том числе |
Композиционные |
35-50 |
35-50 |
35-50 |
Чугунные |
40-60 |
40-60 |
40-60 |
|
Четырехосный грузовой вагон с двумя тормозными |
Композиционные |
10-25 |
- |
10-25 |
Четырехосный грузовой вагон с двумя |
Композиционные |
20-40 |
- |
- |
Шестиосный грузовой вагон с одним |
Композиционные |
20-40 |
- |
- |
Восьмиосный грузовой вагон с двумя тормозными |
Композиционные |
20-40 |
- |
- |
Восьмиосный грузовой вагон с одним тормозным |
Композиционные |
30-50 |
- |
- |
Вагон 5-вагонной рефрижераторной секции постройки |
Композиционные |
25-60 |
55-145 |
- |
Чугунные |
40-75 |
60-100 |
- |
|
Вагон-термос |
Композиционные |
- |
35-50 |
- |
Чугунные |
- |
40-60 |
- |
У отрегулированной тормозной рычажной передачи необходимо проверить регулятор на стягивание тормозной рычажной передачи, для чего следует измерить размер «а» регулятора, вращением корпуса регулятора распустить тормозную рычажную передачу, повторно измерить размер «а», произвести полное служебное торможение, затем произвести отпуск тормоза, после чего проконтролировать размер «а» – он должен сократиться на 5-11 мм у регуляторов 574Б, на 7-20 мм у регуляторов РТРП-675 и РТРП-675-М, на 5-10 мм у регуляторов РТРП-300.
После проверки обратным вращением корпуса регулятора необходимо стянуть тормозную рычажную передачу до первоначального размера «а».
После регулировки тормозной рычажной передачи и проверки регулятора на стягивание тормозной рычажной передачи необходимо:
– на вагонах, не оборудованных авторежимом, переключатель режимов воздухораспределителя переключить на порожний режим, переключатель режимов воздухораспределителя на дизельном вагоне 5-вагонной рефрижераторной секции оставить на среднем режиме торможения;
– у вагонов, оборудованных авторежимом, извлечь прокладку, поставленную для регулировки тормозной рычажной передачи под упор авторежима, переключатель режимов воздухораспределителя установить при композиционных колодках на средний режим торможения, при чугунных – на груженый.