Выборка из классификатора КЖА 200504 «Основные неисправности грузовых вагонов» кодов и наименований неисправностей, подлежащие устранению в текущем отцепочном ремонте на специализированных путях.
Таблица 9.13
101 Сход с рельсов |
102 Тонкий гребень |
103 Прокат по кругу катания выше нормы |
104 Кольцевые выработки на поверхности катания |
105 Навар на поверхности катания |
106 Ползун на поверхности катания |
107 Выщербины обода колеса, раковины |
108 Раздавливание обода колеса (уширение обода) |
109 Остроконечный накат гребня |
110 Вертикальный подрез гребня |
111 Тонкий обод |
112 Трещины обода, откол обода колеса |
113 Ослабление ступицы на оси |
114 Трещина гребня, откол гребня колеса |
115 Откол обода колеса |
116 Ползун на поверхности катания на одном колесе |
117 Неравномерный прокат по кругу катания выше нормы |
118 Трещина диска колеса колесной пары |
130 Поперечная трещина оси колесной пары |
131 Продольная трещина оси колесной пары |
132 Протертое место оси колесной пары |
133 Следы контакта с электродом на оси |
134 Холодный излом шейки оси |
148 Повреждение оси колесной нары |
150 Грение буксы |
151 Сдвиг буксы |
152 Трещина излом корпуса буксы |
153 Излом/изгиб крышки буксы |
154 Ослабление отсутствие болта крепительной крышки буксы |
155 Перевернута роликовая букса |
201 Несоответствие зазора между рамой и тележкой 8-осного вагона |
204 Излом/отсутствие/срез шкворня |
205 Трещины излом боковины (рамы) |
208 Износ колпака скользуна |
209 Трещина прилива (опоры) для колпака скользуна |
210 Отсутствие колпака скользуна |
211 Излом колпака скользуна |
212 Трещина колпака скользуна |
213 Отсутствие смещение пружин |
214 Излом пружин |
215 Трещина соединительной балки 8-осного вагона |
216 Несоответствие типа тележки грузоподъемности вагона |
217 Трещина излом надрессорной балки |
218 Трещина излом клина гасителя колебаний |
219 Завышение фрикционного клина относительно опорной поверхности надрессорной балки |
220 Несоответствие зазоров скользуна |
221 Разнотипность тележек |
225 Неисправность опорной прокладки в буксовом проеме |
226 Трещина или откол подвижной планки тележки 18-100, прошедшей модернизацию |
227 Ослабление заклепок планки фрикционного гасителя колебаний |
228 Неисправность полимерной накладки |
250 Просрочен срок службы деталей тележки |
302 Провисание автосцепки |
303 Нарушение расстояния от упора автосцепки до ударной розетки |
304 Трещины в корпусе автосцепки |
305 Уширение зева автосцепки |
306 Износ контура зацепления |
307 Изгиб хвостовика автосцепки |
308 Обрыв хвостовика автосцепки |
309 Износ перемычки хвостовика автосцепки |
310 Неисправность корпуса автосцепки |
318 Несоответствие высоты оси автосценки над уровнем верха головки рельсов |
319 Несоответствие зазора между потолком розетки и хвостовиком автосцепки |
340 Трещина тягового хомута |
341 Износ тягового хомута |
342 Износ поддерживающий планки тягового хомута |
343 Трещина излом поддерживающей планки тягового хомута |
346 Излом ударной розетки |
347 Обрыв упорного угольника |
348 Неисправности поглощающего аппарата |
349 Излом/трещина упорной плиты |
352 Суммарный зазор между передним |
поглощающего аппарата |
упором и упорной плитой и задним упором и корпусом эластомерного поглощающею аппарата более 5 мм |
353 Повреждение поглощающего аппарата |
360 Излом кронштейна расцепного привода |
361 Излом державки расцепкою привода |
362 Неправильная длина цепи расцепного привода |
363 Излом рычага расцепного привода |
401* Неисправность авторежима и его привода |
402 Неисправность авторегулятора |
403 Неисправность воздухораспределителя |
404 Неисправность тормозного цилиндра |
406 Неисправность разобщительного крана |
407 Повреждение запасного резервуара |
408 Срыв корончатой гайки триангеля |
409 Обрыв кронштейна двухкамерного резервуара воздухораспределителя |
410 Неисправность тройника |
411 Обрыв кронштейна рабочей камеры |
440** Ослабление крепления труб воздухопровода и тормозных приборов |
441 Обрыв/излом магистрали воздухопровода и подводящих труб |
443 Излом рычагов и тормозных тяг |
445 Завар башмака |
446 Излом предохранительных скоб горизонтальных тяг тормозной рычажной передачи |
448 Неисправность стояночного тормоза |
449 Неисправность автоматического стояночного тормоза |
450 Изгиб/излом триангеля |
451 Обрыв трещина кронштейна тормозного цилиндра |
501 Перекос кузова более 75 мм |
502 Уширение кузова более 75 мм на одну сторону |
503 Обрыв сварного шва стойки |
504 Обрыв сварных швов раскосов |
505 Повреждение стоек |
506 Повреждение обвязочных брусьев |
507 Повреждение дверных брусьев |
508 Повреждение потолочных дуг |
530 Повреждения крыши |
531 Повреждение обшивки кузова |
532 Повреждение пола |
533 Повреждение переходной площадки |
534 Отсутствие двери |
535 Отсутствие дверного упора |
536 Повреждение крепления двери |
537 Неисправности запора двери |
538 Отсутствие крышки люка |
539 Повреждение крышки люка и петель |
540 Неисправность запора люка |
541 Отсутствие 6opтa платформы |
542 Повреждение бортов платформы |
543 Неисправность петель, запоров бортов платформы |
544 Трещины сварных швов котла цистерны |
547 Ослабление/обрыв пояса крепления котла цистерны |
548 Повреждение сливного прибора цистерны |
549 Неисправность погрузочно- разгрузочных механизмов специализированных вагонов |
550 Повреждение воздушных магистралей погрузки-разгрузки социализированных вагонов |
551 Излом/изгиб зонта двери |
552 Течь котла цистерны |
553 Повреждение (обрыв) лестниц, поручней, подножек |
554 Повреждение или изгиб дверных рельсов |
555 Обрыв кронштейна шарнирного соединения крышки люка |
556 Отсутствие болтов крепления крыши крытых вагонов |
558 Трещина / отсутствие фитингов на платформе |
559 Отсутствие порога двери полувагона |
560 Излом порога двери полувагона |
561 Изгиб порога двери полувагона |
562 Отсутствие валика двери |
603 Трещины в углах сочленения хребтовой и шкворневой балок |
604 Трещины скользуна на шкворневой балке |
605 Ослабление крепления скользуна на шкворневой балке |
606 Трещина пятника |
607 Ослабление крепления пятника |
610 Продольные трещины в балках рамы длиной более 300 мм |
611 Трещины в надпятннковой плите (фланце) пятника не более 30 мм |
614 Обрыв по сварке, разрыв накладок полувагона |
615 Трещины верхнего /вертикального листа поперечной балки рамы |
616 Излом трещина промежуточных балок |
617 Излом крепления фитнингового упора |
618 Излом трещина обрыв раскосов |
621 Трещина концевых балок |
623 Разрывы верхнего вертикального листа поперечной балки рамы |
624 Излом крепления скользуна на шкворневой балке |
625 Отсутствие верхнего вертикального листа поперечной балки рамы |
Примечания: 1. Устранение неисправностей авторежима и его привода (код 401) в текущем отцепочном ремонте производится у груженых вагонов.
2. Неисправности, связанные с ослаблением крепления тормозных приборов (код 440), устраняются в текущем отцепочном ремонте при наличии предохранительных (антивандальных) приспособлений.
Общие положения
Для обеспечения сохранности вагонов ОАО «РЖД» с участием других министерств и ведомств разработаны нормы содержания и обслуживания устройств, взаимодействующих с подвижным составом, а также изданы технические условия и правила погрузки и разгрузки, размещения грузов в вагонах. Важнейшие меры по сохранности вагонов в эксплуатации определены ГОСТ 22235-76 «Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных работ». Процесс погрузки или разгрузки вагонов складывается из ряда последовательно выполняемых операций, некоторые из которых отрицательно влияют на сохранность вагонов.
При погрузке в крытые вагоны тарно-штучных, тяжеловесных, пакетированных грузов и грузов, уложенных на поддоны, наиболее часто используют электропогрузчики различных типов, оборудованные различными захватными приспособлениями. Несимметричное расположение груза на захватном устройстве или перемещение тяжеловесного груза вызывает повышенное давление на пол вагона, что ограничено нормами. Установлены также максимальная длина и радиус поворота погрузчика, превышение которых может приводить к повреждению дверных стоек и внутреннего оборудования вагона.
При погрузке тарно-упаковочных тяжеловесных грузов, машин, оборудования, длинномерных грузов стреловыми, козловыми и портальными кранами с крюковыми захватами происходит раскачивание груза и удары им изнутри или снаружи кузова, что приводит к повреждениям верхней обвязки, стоек, обшивки и других частей. При использовании козловых кранов повреждение вагонов происходит вследствие резкого опускания тяжелых или длинномерных грузов, их перемещения внутри кузова волоком, выдергивания защемленных чалочных приспособлений, неправильной установки прокладок под груз и др. Мостовые краны являются основным средством механизации погрузки проката, труб, изделий из железобетона, тяжелого оборудования и металлолома. Дополнительно повреждения вагонов возникают при работе мостовых кранов, использующих электромагнитные захваты. При случайном их обесточивании происходит сбрасывание груза с большой высоты, что приводит к порче частей рамы и крышек люков полувагонов. При погрузке лесоматериалов с помощью кабельных кранов, имеющих большой пролет от 100 до 600 м, из-за затруднения определения положения загружаемого пакета при опускании происходят его соударения с верхней обвязкой, приводящие к ее деформации. При использовании кабельных кранов возможно сбрасывание груза, что также повреждает полувагоны. При погрузке колесной техники самоходом с торцевых аппарелей возможны повреждения частей рамы, стоек, обшивки и дверей полувагонов.
В полувагонах перевозится значительная часть сыпучих и кусковых грузов, погрузка и разгрузка которых в подавляющем большинстве осуществляется механизированным способом. При погрузке экскаваторами в отдельных случаях производится сбрасывание глыб массой 150—300 кг и более, открывающееся днище ковша может ударять о верхнюю обвязку полувагона, что приводит к порче элементов кузова. Разгрузка вагонов с помощью вагоноопрокидывателей, применяемых на металлургических заводах, коксохимических предприятиях, электростанциях и в портах, отрицательно действует почти на все основные части и
узлы полувагонов.
В зимнее время при разгрузке смерзшихся грузов используют размораживатели различных типов, бурильные и бурофрезеровочные машины, вибромашины, служащие для разрыхления и удаления остатков груза.
Перечисленные механизмы при отклонениях от норм содержания и технологии эксплуатации применяемой механизации оказывают действие, приводящее к повреждениям сварочных соединений частей вагонов. Иногда груз в вагоне разрыхляют с помощью взрыва, что недопустимо, так как разрушаются несущие балки рамы, повреждаются обшивка, крышки люков, узлы крепления стоек. Для ускорения выгрузки хопперов, перевозящих насыпные несмерзающиеся грузы, применяют навесные виброустройства, а при слежавшемся грузе нередко применяют кувалду, ударяя по стенам кузова, деформируя его элементы.
Платформы часто повреждаются при погрузке и выгрузке самоходной техники при нарушении правил погрузочно-разгрузочных работ.
Слив цистерны при закрытых загрузочных люках или закрывание крышек люков и сливных приборов после выгрузки приводит к образованию вакуума в котле и появлению трещин вследствие его деформации.
Основные условия обеспечения сохранности вагонов при маневрах на погрузочно-разгрузочных путях
Подход локомотива к стоящим вагонам разрешается со скоростью не более 3 км/ч.
Подход одиночных вагонов или сцепов к стоящим на пути вагонам независимо от их оснастки или загрузки разрешается со скоростью не более 5 км/ч.
Крюк чалочного троса маневровой лебедки должен быть скреплен только за специальный кронштейн или за головку корпуса автосцепки. Не допускается зацеплять трос за угловую стойку или другие элементы вагона.
Краны разрешается использовать только с применением специальных блоков, направляющих тяговый трос по оси пути и исключающих возможность подъема кузова вагона над тележками и схода вагона с рельсов. Запрещается производить перемещение более двух груженых сцепленных вагонов или более четырех порожних четырехосных вагонов. Основные условия обеспечения сохранности крытых вагонов при работе внутри них погрузочно-разгрузочных механизмов.
Погрузчики на колесах или гусеничных лентах с ребрами или шипами к работе внутри вагона не допускаются во избежание повреждения пола.
Максимальная нагрузка на ось погрузчика не должна превышать 2,2 тс при работе в крытых вагонах. При больших нагрузках необходимо на пол вагона укладывать стальные листы с толщиной 4—5 мм.
Во избежание соскальзывания, груз следует располагать на вилках погрузчика равномерно и в процессе транспортировки не допускать поперечных перекосов погрузчика. При сталкивании груза с вил погрузчика необходимо обеспечить безударную укладку его на пол вагона.
Самоходные разгрузчики непрерывного действия для выгрузки сыпучих грузов должны быть оборудованы ограничителями, предохраняющими повреждения боковых и торцевых стен вагона движущимися элементами рабочих органов.