Заказать звонок

г. Екатеринбург, ул. Первомайская 35

Ваша корзина пуста

Новости
Все новости
24.11.2025

ведут переговоры о запуске в регулярную эксплуатацию обновленных пассажирских вагонов китайского производства на маршрутах между двумя странами. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора РЖД Сергей Павлов.

14.11.2025

Решиться на путешествие поездом — это лишь полдела. Главный вопрос, который встает перед каждым пассажиром: какой вагон выбрать? Плацкарт, купе или СВ? Цена билетов может отличаться в разы, но оправдана ли эта разница? Давайте разберемся по порядку, чтобы ваша поездка была по-настоящему комфортной.

Главная / Полезная информация / Компрессоры и регуляторы давления / Классификация и принцип действия компрессоров

Компрессоры на железнодорожном транспорте: классификация и принцип действия

Компрессоры — это сердце пневматической системы железнодорожного подвижного состава. Они обеспечивают сжатым воздухом работу критически важных систем: тормозной сети поезда и вспомогательных аппаратов (песочниц, стеклоочистителей, сигналов и контакторов). От их надежной работы напрямую зависит безопасность движения.

Классификация компрессоров: 4 основных признака

Железнодорожные компрессоры разнообразны по своему устройству. Их можно систематизировать по четырем ключевым параметрам.

1. По количеству цилиндров

Конструкция компрессора определяется числом цилиндров, что влияет на его производительность и плавность работы.

  • Одноцилиндровые: Простая конструкция, малая производительность.

  • Двухцилиндровые: Наиболее распространенный тип, обеспечивающий хороший баланс между производительностью и компактностью.

  • Трехцилиндровые: Используются для задач, требующих высокой производительности и равномерной подачи воздуха.

2. По расположению цилиндров

Ориентация цилиндров определяет компоновку агрегата и его удобство размещения на тележке или раме вагона/локомотива.

  • Вертикальные: Компактные, занимают меньше площади.

  • Горизонтальные: Удобны для обслуживания.

  • V-образные и W-образные: Позволяют разместить несколько цилиндров на одном коленчатом валу, обеспечивая высокую производительность при компактных размерах.

3. По числу ступеней сжатия

Этот параметр определяет эффективность и конечное давление сжатого воздуха.

  • Одноступенчатые: Сжатие воздуха происходит за один цикл в одном цилиндре. Подходят для систем с относительно низким давлением.

  • Двухступенчатые: Воздух последовательно сжимается в двух цилиндрах разного диаметра (с промежуточным охлаждением), что позволяет достичь более высокого давления с большим КПД.

4. По типу привода

Источник энергии для работы компрессора может быть разным.

  • С приводом от электродвигателя: Наиболее распространенный тип на электровозах и электропоездах.

  • С приводом от дизеля: Характерен для тепловозов и дизель-поездов.

Принцип действия: как работает компрессор?

Основная задача любого поршневого компрессора — всасывать атмосферный воздух, сжимать его и нагнетать в воздушную магистраль.

Принцип работы одноступенчатого компрессора

Работа такого компрессора основана на простом цикле из двух тактов:

  1. Такт всасывания: Поршень движется вниз, создавая разрежение в цилиндре. Впускной клапан открывается, и атмосферный воздух засасывается в цилиндр.

  2. Такт сжатия и нагнетания: Поршень движется вверх, сжимая воздух. Когда давление в цилиндре превышает давление в магистрали, открывается нагнетательный клапан, и сжатый воздух выталкивается в тормозную систему.

Итог: Весь процесс — всасывание и сжатие — происходит в одном цилиндре за два хода поршня.

Принцип работы двухступенчатого компрессора

Это более сложная и эффективная система, используемая для получения воздуха высокого давления:

  1. Первая ступень (низкое давление): Воздух всасывается и предварительно сжимается в цилиндре большого диаметра.

  2. Промежуточное охлаждение: Нагретый после сжатия воздух проходит через холодильник (интеркулер), где охлаждается перед подачей на вторую ступень. Это повышает КПД.

  3. Вторая ступень (высокое давление): Охлажденный воздух поступает в цилиндр меньшего диаметра, где сжимается до конечного рабочего давления и нагнетается в систему.

Итог: Сжатие происходит в два этапа в разных цилиндрах с промежуточным охлаждением, что позволяет достичь большего давления с меньшими энергозатратами и нагревом.

Заключение: важность выбора правильного компрессора

Классификация и понимание принципа работы компрессоров необходимы для правильного выбора, эксплуатации и обслуживания этого критически важного узла. Надежный компрессор — это гарантия стабильной работы тормозной системы и всего пневматического оборудования, а значит, и основа безопасности на железнодорожном транспорте.

Оставьте заявку, мы перезвоним
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK