Вагонные оси (см. рис. 5.1) являются составной частью колесной пары и представляют собой стальной брус круглого переменного по длине поперечного сечения. Вагонные оси различают между собой:
• размерами, определяемыми в зависимости от заданной нагрузки;
• формой круглого поперечного сечения — сплошные или полые;
• способом торцевого крепления подшипников качения на шейке оси корончатой гайкой или шайбой.
Кроме того, оси классифицируются по материалу и технологии изготовления.
Исходя из расчетной нагрузки, определяются диаметры шеек 4
(см. рис. 5.1), подступичной 6 и средней 7 частей оси.
Размеры оси устанавливают в зависимости от величины расчетной нагрузки (табл. 5.2), воспринимаемой ею при эксплуатации. На подступичных частях 6 оси располагаются колеса, укрепленные жестко или подвижно, а на шейках -1 размещаются подшипники. Между шейками 4 и подступичными частями 6 находятся предподступичные части 5, служащие для размещения деталей задних уплотняющих устройств букс, а также снижения концентрации напряжений в переходных сечениях от подступичных частей к шейкам оси. В местах изменения диаметров для снижения концентрации напряжений имеются плавные сопряжения — галтели, выполненные определенными радиусами. Снижение концентрации напряжений, вызванных посадкой внутреннего кольца роликового подшипника, обеспечивается разгружающей канавкой, расположенной у начала задней галтели шейки оси. Таблица 5.2 Основные размеры стандартных типов осей
|