При осмотре вагонов, оборудованных роликовыми буксами, надо обращать внимание на наличие смазки на диске колеса, на смотровые крышки. Выпуклости на крышках говорят о том, что роликовая букса неисправна. При этом корончатая гайка М110 начала сходить с резьбы шейки, согнула стопорную планку и упирается во внутреннюю поверхность смотровой крышки. Может быть такое, что болты стопорной планки отошли и тоже упираются в смотровую крышку. Причем при ударе контрольным молотком по наружной поверхности не слышно никакого звука, идущего изнутри роликовой буксы, так как смазочный материал будет поглощать звук металла о металл, если планка ввязла в смазку.
При осмотре также надо обращать внимание на вогнутость крышки. При вскрытии таких букс можно обнаружить, что головки болтов в процессе эксплуатации терлись о внутреннюю поверхность смотровой крышки, причем нагрева не наблюдается.
В процессе работы установлено, что роликовая букса на горячей посадке с выходом лабиринта более 1 мм имеет дефект.
Выход смазки из лабиринтного кольца еще не говорит о том, что букса неисправна, так как это может быть из-за избытка ее в буксе. Но если смазка располагается на диске колеса в большом количестве, то это уже является признаком неисправности буксы.
Большое значение при вскрытии роликовой буксы имеет то, на каком участке железнодорожного пути находится вагон (на прямом или кривом), а также расположение челюстей боковины тележки но отношению к направляющим корпуса буксы.
Во вскрытой буксе в первую очередь нужно обращать внимание на место стопорения усом стопорной планки корончатой гайки. Если между двумя коронками и стопорным усом стопорной планки есть зазор, то при движении через него выдавливается смазка. Это признак ослабления гайки M110. Следует также обращать внимание на смазочный материал, находящийся в нижней части корпуса буксы, около смотровой крышки. Если при растирании в руках небольшого количества смазки будет обнаружена металлическая пыль или мелкая стружка, то это свидетельствует о разрушении роликового подшипника со стороны лабиринтного кольца. Причем обнаруженная пыль будет того же цвета, что и смазка в буксе.
Нарушение шплинтовки болтов стопорной планки, изогнутость самой планки и выработка уса стопорной планки — все это является свидетельством того, что узел работает ненормально.
При очистке от смазки стопорной планки и крепительных болтов под головками болтов и граверными шайбами можно обнаружить металлический блеск. Это уже говорит о том, что болты начинают раскручиваться. В таком случае надо проверить рукой их крепление. Если болты имеют движение, то они поставлены не по резьбе или резьба нарушена.
Осматривая вскрытую буксу, категорически запрещается стучать по корончатой гайке молотком или ломиком.
Чтобы определить прочность закручивания гайки, осмотрщик вагонов должен зачистить от грязи и пыли ломик и заложить его между коронками так, чтобы создать рычаг. Потом ломиком попытаться сделать движение вперед и назад. Если гайка ослаблена, то она с усом стопорной планки будет создавать металлический звук. В этом случае боковины тележки не должны зажимать направляющие буксы, ибо зажатая гайка тоже будет зажата корпусом буксы и невозможно будет это проверить с помощью ломика.
Встречаются гайки, которые получили название «сидит шляпой», т.е. это такие гайки, которые при действии сползающих подшипников разрушают резьбу на шейке оси, и, хотя в буксе все нормально, все на месте, она неисправна.
Такие гайки можно определить следующим образом: заводят очищенный ломик между корпусом буксы и гайкой, движением вверх-вниз нажимают на гайку. Если при этом гайка создает металлический звук с осью, то у такой гайки выработана резьба на шейке оси. Свидетельством ослабления гайки является и то, что стопорное кольцо, находящееся между корончатой гайкой и передним подшипником, тоже ослабло.
При внешнем осмотре необходимо обращать внимание на предподступичную часть, на которой у задней галтели при разрушении лабиринтного кольца и его смещении остается кольцеобразная выработка.