Эластомерный поглощающий аппарат 73ZW разработан фирмой «KAMAX» АО при участии российских специалистов для применения на грузовых вагонах железных дорог Российской Федерации и стран СНГ. Энергоёмкость аппарата 73ZW превышает энергоёмкость пружинно-фрикционных аппаратов, таких как Ш-2В, ПМК-110А, ПМК-110К-23.
Основной рабочий элемент аппарата 73ZW – эластомерный амортизатор – подлежит ремонту только в условиях специализированных предприятий и центров обслуживания.
Объём, технология, правила производства такого ремонта определяются отдельной ремонтно-технической документацией.
В условиях вагонных ремонтных депо особое внимание необходимо уделить предотвращению повреждения рабочей поверхности штока амортизатора, так как любой дефект на этой поверхности может привести к преждевременному выходу из строя поглощающего аппарата.
Конструктивный |
Динамическая энергоемкость |
Сила начальной |
Статическая сила |
Номинальная скорость |
Диапазон рабочих |
Масса в сборе, кг |
90 |
130 |
200 |
3 (11) |
от -60° С до +50° С |
214 |
Поглощающий аппарат состоит из следующих основных частей: эластомерного амортизатора (1), корпуса поглощающего аппарата (2), упорной плиты с болтами (3), которые гайкой (6), шплинтом (7), шайбой пружинной (8) закреплены на монтажных планках (4). Для предварительного поджатия аппарата с целью облегчения монтажа при постановке на вагон, между монтажными планками (4) и приливами корпуса закладываются дистанционные вкладыши (5), которые выпадают при первом сжатии аппарата в процессе маневровых работ.
Поглощающий аппарат 73ZWy
Эластомерный амортизатор типа KZE-5-R2-1 представляет собой цилиндрический кор-пус из высокопрочной стали, заполненный высоковязким упруго сжимаемым рабочим материа-лом (эластомером). При сжатии амортизатора шток входит в корпус и сжимает эластомер, созда-вая высокое внутреннее давление. При ударном (динамическом) сжатии амортизатора поглоще-ние энергии происходит за счет перетекания (дросселирования) рабочего материала через ка-либрованный зазор между корпусом амортизатора и поршнем, установленном на штоке.
Технология снятия с вагона не отличается от типовой.
Аппарат в собранном виде должен иметь длину от опорной плоскости упорной плиты до опорной плоскости днища корпуса 625-3 мм .
Величину хода аппарата при нагружении контролировать по изменению зазора между монтажной планкой и приливом корпуса.
Аппараты АПЭ-95-УВЗ разрабатываются и изготавливаются ФГУП «ПО Уралвагонзавод».
Энергоемкость аппарата превышает энергоемкость пружинно-фрикционных аппаратов.
Аппарат подлежит ремонту только в условиях предприятия-изготовителя или уполно-моченного сервисного центра.
Сервисный центр организует сервисные участки на вагоноремонтных предприятиях, в каждом сервисном участке создается обменный фонд аппаратов АПЭ-95-УВЗ.
Тип – эластомерный.
Конструктивный ход |
Номинальная энергоемкость, |
Сила начальной |
Сила закрытия |
Габаритные размеры; |
Диапазон рабочих |
Масса, кг, |
95-3,0 +1,9 |
108 |
200±20 |
570; 318; 230 |
от -60° С до +50° С |
170 |
Аппарат взаимозаменяем с серийными поглощающими аппаратами и предназначен для оборудования 4-осных грузовых вагонов с расстоянием между опорами 625-3 мм .
С аппаратом применяется планка поддерживающая поглощающий аппарат с прогибом 5 мм.
Поглощающий аппарат АПЭ-95-УВЗ состоит из литого корпуса поглощающего аппарата с антифрикционным кольцом 3 и амортизатора 2.
Аппарат поглощающий эластомерный АПЭ-95-УВЗ.
1 – корпус поглощающего аппарата; 2 – амортизатор; 3 - кольцо
Эластомерный амортизатор представляет цилиндрический корпус из высокопрочной стали, заполненный высоковязким упруго сжимаемым рабочим материалом (эластомером). При сжатии амортизатора шток входит в корпус и сжимает эластомер, создавая высокое внутреннее давление. При ударном (динамическом) сжатии амортизатора поглощение энергии происходит за счет перетекания (дросселирования) рабочего материала через калиброванный зазор между корпусом амортизатора и поршнем, установленном на штоке. Обратный ход штока обеспечивается за счет накопления энергии в камере сжатия.
Необходимость регламентного осмотра аппарата устанавливается по маркировке пред-приятия-изготовителя или клейму предприятия, производившего последнее техническое обслу-живание с регламентным осмотром, а также по трафарету на консоли хребтовой балки.
Клеймо, содержащее номер ремонтного пункта и дату ремонта (например, 375.05.99), выполняется цифрами высотой не менее 6 мм и глубиной 0,25 мм.
При проведении операций очистки и осмотра амортизатора особое внимание необ-ходимо уделять предотвращению повреждения рабочей поверхности штока амортизатора, так как любой дефект на этой поверхности может привести к преждевременному выходу из строя поглощающего аппарата.
Чертежные размеры эластомерного амортизатора приведены на рисунке и в таблице:
Эластомерный амортизатор
Параметры |
Значения параметров в зоне проверки |
||
А |
Б |
В |
|
Наружный диаметр корпуса амортизатора, мм, не менее |
199 |
198,7 |
199 |
Глубина рисок на корпусе амортизатора, мм, не более |
3,0 |
1,5 |
3,0 |
После осмотра и проверки амортизатор вставляют в тот же корпус, из которого он был из-влечен. О неисправных аппаратах уведомляется предприятие-изготовитель и собственник ваго-на. Снятые по неисправности аппараты АПЭ-95-УВЗ заменяют аппаратами данной модели, нахо-дящимися в обменном фонде сервисного участка.
Эластомерные поглощающие аппараты АПЭ-90-А.800 класса Т2 по ОСТ 32.175 2001 из-готавливаются ОАО «АВИААГРЕГАТ».
Аппарат предназначен для эффективной защиты конструкции вагона и перевозимого им груза от действия продольных нагрузок, возникающих в эксплуатации.
Аппарат АПЭ-90-А.800 подлежит ремонту только в условиях предприятия-изготовителя или специализированного уполномоченного ремонтного участка. В условиях вагонных депо предусматриваются только операции по очистке наружной поверхности корпуса и штока от пыли и грязи и осмотр корпуса и штока на предмет отсутствия протечек эластомера, забоин, трещин и других механических повреждений, так как любой из этих дефектов может привести к преждевременному выходу поглощающего аппарата из строя.
Конструктивный |
Номинальная |
Максимальная |
Сила начальной |
Сила закрытия |
Габаритные размеры; |
Длина в поджатом |
|
90+2,5 |
115 |
140 |
230 |
568; 318; 232 |
549 +7,9 |
165 |
Аппарат полностью взаимозаменяем с аналогичными поглощающими аппаратами класса не ниже Т2 и предназначен для оборудования грузовых вагонов с расстоянием между упорами равным 625-3 мм и имеющих укороченную розетку с длиной выступающей части 130 мм.
Поглощающий аппарат АПЭ-90-А.800 в состоянии поставки состоит из следующих основных частей: корпуса (1), плиты (5), штока-поршня (3), донышка (4), двух стяжных болтов (6), четырех полуколец (7), служащих для обеспечения монтажа аппарата на вагон. Предприятие-изготовитель проводит поставку поглощающих аппаратов без упорной плиты в предварительно поджатом (заряженном) состоянии.
Корпус аппарата является основной деталью и изготовляется из высокопрочной стали. Внутри корпуса (1) размещены шток (3), донышко (2), опора, камера, заполненная амортизирующей композицией, разработанной специально для использования в данных поглощающих аппаратах автосцепного устройства грузовых вагонов.
Поглощающий аппарат АПЭ-90-А
При маневровых работах и в процессе эксплуатации, воздействие через плиту на шток аппарата приводит к сжатию амортизирующей композиции в камере и дросселированию через калиброванный зазор, в результате чего происходит поглощение и рассеивание (диссипация) энергии. Обратный ход штока обеспечивается за счет накопленной энергии в камере сжатия амортизирующей композиции.
Предприятие - изготовитель поставляет аппараты в предварительно поджатом состоянии, готовые для установки на вагон. Перед установкой на вагон необходимо снять контровочные проволоки. Схема установки аппарата представлена в документации на этот тип поглощающих аппаратов.
В процессе обслуживания не допускаются механические воздействия на хромированную поверхность штока, так как повреждение хромового покрытия приведет к преждевременному выходу аппарата из строя.
Запрещается замаливание за шток аппарата при монтажных и такелажных работах не обре-зиненными цепями, стальными тросами и тому подобное.
При поступлении в плановый ремонт вагонов, оснащенных поглощающими аппаратами АПЭ-90-А.800, техническое обслуживание поглощающих аппаратов производится в соответствии с требованиями действующей «Инструкцией по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог».
Регламентный осмотр эластомерного поглощающего аппарата (РО) производится в соответствии со сроком очередного РО, указанным на консольной части концевой балки в верхней строке «РО 00(месяц).00(год)» при ближайшем плановом ремонте вагона.
Ремонт аппаратов производится на заводе-изготовителе или специализированном ре-монтном центре (CP). На вагон устанавливается аппарат из обменного фонда сервисного участка. Ремонт аппарата в сервисном центре (CP) производится в соответствии со сроком очередного CP, указанным на консольной части концевой балки в нижней строке «СР00.00» при ближайшем плановом ремонте вагона.
Каждый аппарат имеет маркировку, состоящую из производственного номера, в котором первая буква обозначает условный индекс изделия, две последующие цифры (вторая и третья цифра) - год выпуска, пять последних - порядковый номер в текущем году (Например: Б0900205, где буква «Б» - индекс поглощающего аппарата АПЭ-90-А.800, 09 - год выпуска аппарата АПЭ-90-А.800, 00205 - порядковый номер аппарата из 5 цифр).
1) Ремонт аппаратов производится на заводе-изготовителе или специализированном ремонтном центре (СР*). На вагон устанавливается аппарат из обменного фонда сервисного участка.
2) При поступлении вагона в плановый ремонт производится осмотр аппарата и тягового хомута на вагоне. Аппарат не требует снятия с вагона, если:
а) срок до следующего регламентного осмотра (РО*) или ремонта в сервисном центре (СР) аппарата составляет более 10 месяцев;
б) отсутствуют трещины и изломы в видимой зоне аппарата и тягового хомута;
в) отсутствует протечка эластомерной массы;
г) суммарный зазор между передним упором и упорной плитой и задним упором и аппара-том менее 5 мм;
д) толщина нижней тяговой полосы хомута, измеренная по кромкам поддерживающей планки, более 23 мм;
е) толщина перемычки тягового хомута со стороны отверстия для клина более 53 мм.
Осмотренные без снятия с вагона исправные поглощающий аппарат и тяговый хомут клей-мению не подлежат.
* СР – сервисный ремонт; РО – регламентный осмотр
3) При регламентном осмотре аппараты снимают с вагона.
Амортизаторы аппаратов 73ZW, 73ZWу, АПЭ-95-УВЗ вынимают из корпуса, очищают и осматривают.
4) Аппараты 73ZW, 73ZWу, АПЭ-95-УВЗ, АПЭ-90-А считаются неисправными при наличии одного из следующих дефектов:
а) протечка эластомерной массы;
б) трещины и сколы корпуса;
в) забоины глубиной более 3 мм на цилиндрической поверхности амортизатора аппаратов 73ZW, 73ZWу, АПЭ-95-УВЗ или на корпусе аппарата АПЭ-90-А;
г) повреждение хромового покрытия штока;
д) сквозные трещины и разрывы упругого элемента для аппарата 73ZWу и эластичной вставки для аппарата АПЭ-95-УВЗ;
е) высота упругого элемента менее 29 мм для аппаратов 73ZWу.
При отсутствии дефектов амортизатор и внутреннюю поверхность корпуса смазывают смаз-кой КР-400 (ТУ0254-213оп – 01124323-2006), амортизатор вставляют в корпус, из которого он был извлечён.
5) Установка аппарата на вагон допускается с тяговым хомутом без трещин и ранее выполненных заварок трещин при выполнении требований: толщина нижней тяговой полосы хомута, измеренная по кромкам поддерживающей планки, должна быть более 23 мм и толщина перемычки тягового хомута со стороны отверстия для клина должна быть более 53 мм.
Перед установкой на вагон наружную поверхность аппарата в местах контакта с планками против истирания, с тяговым хомутом, а также сам тяговый хомут в месте контакта с поддержи-вающей планкой смазать смазкой КР-400 (ТУ0254-213оп – 01124323-2006).
6) Перед постановкой аппарата 73ZW или 73ZWу в тяговый хомут должен быть сжат, между монтажной планкой и приливом корпуса должны быть установлены вкладыши высотой 18-20 мм и диаметром 16-20 мм.
Для сжатия аппарата АПЭ-90-А между гайкой болта и проушиной корпуса должны быть установлены четыре полукольца (вкладыша) высотой 18-20 мм и внутренним диаметром 25 мм.
Перед установкой аппарата АПЭ-95-УВЗ на вагон аппарат должен быть установлен в тяго-вый хомут вместе с упорной плитой и сжат на 10-15 мм.
Рекомендуется использовать для сжатия всех типов эластомерных поглощающих аппаратов в хомуте переносную гидравлическую пресс-выжимку с усилием не менее 35 тс и ходом не менее 20 мм без использования предварительной зарядки вкладышами.