ОАО "РЖД", ПАО "Газпром", АО "Группа Синара" и ЗАО "Трансмашхолдинг" наметили шаги по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива.
15 февраля в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи ОАО "РЖД", ПАО "Газпром", АО "Группа Синара" и ЗАО "Трансмашхолдинг" подписали программу совместных мероприятий по реализации соглашения от 17.06.2016 года о сотрудничестве между компаниями в области использования природного газа в качестве моторного топлива.
Документ подписали заместитель генерального директора – главный инженер ОАО "РЖД" Сергей Кобзев, заместитель председателя правления ПАО "Газпром" Виталий Маркелов, президент АО "Синара – Транспортные машины" Сергей Папин и заместитель генерального директора по техническому развитию ЗАО "Трансмашхолдинг" Александр Ермонский.
Целью совместных мероприятий является расширение полигона эксплуатации локомотивов, работающих на сжиженном природном газе, на неэлектрифицированных участках Свердловской железной дороги с увеличением массы грузовых поездов до 9 тыс. тонн.
Сторонам предстоит совместная работа по разработке и совершенствованию конструкции газомоторных локомотивов, развитию инфраструктуры обеспечения сжиженным природным газом газомоторных локомотивов, развитию инфраструктуры сервисного обслуживания локомотивов и подготовке нормативно-правовой базы.
В соответствии с программой ОАО "РЖД" планирует к 2023 году увеличить парк работающих на сжиженном природном газе (СПГ) магистральных газотурбовозов и маневровых газотепловозов суммарно с 3 до 22 единиц.
Для их заправки топливом "Газпром" предполагает построить два малотоннажных комплекса по производству СПГ (на газораспределительных станциях в городах Тобольск и Сургут), а также площадки для размещения передвижных заправщиков на станциях Войновка и Сургут.
В рамках программы на пилотном этапе (2013-2019 годы) осуществляется эксплуатация газотурбовозов на участке Егоршино – Серов-Сортировочный протяженностью 302 км с поездами массой до 9 тыс. тонн и маневрового газотепловоза ТЭМ19 на станции Егоршино.
На первом этапе (2020-2022 годы) планируется организовать перевозки поездов массой до 9 тыс. тонн на участке Войновка – Тобольск протяженностью 222 км, а также эксплуатацию маневровых газотепловозов на станциях Егоршино, Войновка и Тобольск.
Позднее (2023-2025 годы) полигон вождения поездов массой до 9 тыс. тонн с газомоторными локомотивами будет расширен до 1097 км (Егоршино – Серов-Сортировочный и Войновка – Тобольск – Сургут), маневровые газотепловозы станут обслуживать станцию Сургут.
В перспективе возможно расширение полигона эксплуатации газомоторных локомотивов до станции Лимбей, а после завершения строительства Северного широтного хода, который соединит Свердловскую и Северную железные дороги, – до 5500 км.
Соглашение о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива между ОАО "РЖД", ПАО "Газпром", ЗАО "Трансмашхолдинг" и АО "Группа Синара" было подписано 17 июня 2016 года в рамках Петербургского международного экономического форума.
Сотрудничество направлено на расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на железнодорожном подвижном составе и автотранспортной технике, снижение экологической нагрузки на окружающую среду, формирование благоприятных условий для развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации.
В соответствии с техническими требованиями ОАО "РЖД" отечественными предприятиями изготовлены два магистральных газотурбовоза ГТ1h и один маневровый газотепловоз ТЭМ19, работающие на сжиженном природном газе, эксплуатация которых осуществляется на участке Егоршино – Серов-Сортировочный Свердловской железной дороги.
Главное преимущество газотурбовозов относительно других типов локомотивов – возможность развивать значительную мощность (8300 кВт) при сравнительно небольших размерах и массе. При этом даже при полной проектной нагрузке ГТ1h развивает скорость до 100 км/ч.
Газотурбовоз, построенный АО "Синара – Транспортные машины", работает на сжиженном природном газе (СПГ) – топливе, отвечающем самым высоким экологическим стандартам. Показатели выхлопа газотурбинного двигателя соответствуют европейскому экологическому стандарту "Евро-5", а уровень внешнего шума укладывается в действующие санитарные нормы Российской Федерации.
Опытный образец маневрового газотепловоза ТЭМ19 изготовлен на Брянском машиностроительном заводе (входит в ЗАО "Трансмашхолдинг"). Мощность локомотива, оборудованного газопоршневым двигателем, который работает на сжиженном природном газе без использования дизельного топлива, составляет 880 кВт.