Назначение тормозного оборудования грузовых вагонов. Термины и определения

Главная / Полезная информация / Тормоза вагонов / Назначение тормозного оборудования грузовых вагонов. Термины и определения

Назначение тормозного оборудования грузовых вагонов

Тормозное оборудование грузового вагона - это устройство, позволяющее создать искусственное сопротивление движению с целью регулирования скорости или полной остановки поезда. От его исправного состояния зависит безопасность движения вагона и поезда в целом.

На грузовых вагонах применяется пневматическое тормозное оборудование, которое приводится в действие сжатым воздухом. В них воздух поступает в цилиндры и давит на поршень, который преобразует давление воздуха в усилие на тормозные колодки, прижимая их к ободу колеса, либо к тормозному диску на оси. В тормозные цилиндры воздух поступает из запасных резервуаров, находящихся на каждой единице подвижного состава. В свою очередь в запасные резервуары воздух поступает из тормозной магистрали, протянутой вдоль всего состава. Управляет воздушными потоками устройство под названием воздухораспределитель, который также находится на каждой единице подвижного состава.

В случае повреждения тормозной магистрали (в том числе при разрыве поезда) и выходе воздуха из нее в атмосферу, воздухораспределитель напрямую соединяет запасной резервуар с тормозным цилиндром. В этом случае происходит экстренное торможение - воздух поступает в цилиндры под максимальным давлением, благодаря чему реализуется максимальная тормозная сила. Основной недостаток пневматического тормоза заключается в том, что скорость распространения воздушной волны, а следовательно и срабатывания тормозов по составу, равна скорости звуку (331 м/с). Для проверки работы пневматических тормозов, после завершения формирования поезда производят их полное опробование. При этом проверяется действие тормозов всех вагонов в составе, а также скорость утечки воздуха из тормозной магистрали.

Пневматическая часть тормозного оборудования, как показано на рисунке 1, включает в себя тормозную магистраль (воздухопровод) 4 с концевыми кранами 2 и соединительными рукавами 1; двухкамерный резервуар 7, соединенный с тормозной магистралью 6 отводной трубой через разобщительный кран 8 и тройник 5; запасной резервуар 11; тормозной цилиндр 13; воздухораспределитель с магистральной 9 и главной 6 частями; авторежим 12; стоп-кран 3 со снятой ручкой.

Рисунок 1 – Схема тормозного оборудования грузового вагона

Рисунок 1 – Схема тормозного оборудования грузового вагона

Зарядка резервуара 7, золотниковой и рабочей камер воздухораспределителя запасного резервуара 11 производится из тормозной магистрали 4 при открытии разобщительного крана 8. При этом тормозной цилиндр через главную часть воздухорапсределителя и авторежим 12 сообщен с атмосферой. При торможении давление в тормозной магистрали понижается через к кран машиниста и частично через воздухорапсределитель, который при срабатывании отключает тормозной цилиндр 13 от атмосферы и сообщает его с запасным резервуаром 11 до выравнивания давления в них при полном служебном торможении.


Тормозная рычажная передача предназначена для передачи усилия, развиваемого на штоке тормозного цилиндра, на тормозные колодки. В состав рычажной передачи входят триангели или траверсы с башмаками и тормозными колодками, тяги, рычаги, подвески, предохранительные устройства, соединительные и крепежные детали, а также автоматический регулятор выхода штока тормозного цилиндра.

По действию на колесо различают рычажные передачи с односторонним и двухсторонним нажатием колодок. Выбор конструкции рычажной передачи зависит от количества тормозных колодок, которое определяется необходимой величиной тормозного нажатия и допускаемым удельным давлением на колодку.

Тормозная рычажная передача с двусторонним нажатием имеет преимущество по сравнению с односторонним нажатием. При двухстороннем нажатии колодок колесная пара не подвергается выворачивающему действию в буксах в направлении силы нажатия колодок; коэффициент трения между колодкой и колесом больше, однако рычажная передача при двустороннем нажатии значительно сложнее по конструкции и тяжелее, чем при одностороннем, а температура нагрева колодок при торможении выше. С применением композиционных колодок недостатки одностороннего нажатия становятся менее ощутимыми вследствие меньшего нажатия на каждую колодку и более высокого коэффициента трения.

Для всех грузовых вагонов колеи 1520 мм характерной особенностью конструкции тормозной рычажной передачи является одностороннее нажатие тормозных колодок на колеса и возможность применения чугунных и композиционных колодок. Настройка рычажной передачи на определенный тип тормозных колодок выполняется перестановкой валиков затяжки 1-2 в соответствующие отверстия горизонтальных рычагов тормозного цилиндра (рис. 2). Ближние к тормозному цилиндру отверстия (К) используются при композиционных колодках, а дальние отверстия (Ч) - при чугунных колодках.

Рисунок 2 – Схема торомозной рычажной передачи

Рисунок 2 – Схема торомозной рычажной передачи


Устройство тормозной рычажной передачи четырехосного грузового вагона показано на рисунке 3. Шток 6 поршня тормозного цилиндра и кронштейн мертвой точки 7 соединены валиками с горизонтальными рычагами 10 и 4, которые в средней части связаны между собой затяжкой 5. Затяжка 5 устанавливается в отверстия 8 при композиционных колодках, а при чугунных колодках в отверстие 9.

Рисунок 3 – Схема тормозной рычажной передачи четырехосного вагона

Рисунок 3 – Схема тормозной рычажной передачи четырехосного вагона


С противоположных концов рычаги 4 и 10 сочлены валиками с тягой 11 и авторегулятором 3. Нижние концы вертикальных рычагов 1 и 14 соединены между собой распоркой 15, а верхние концы рычагов 1 соединены с тягами 2, верхние концы крайних вертикальных рычагов 14 закреплены на рамах тележек с помощью серег 13 и кронштейнов. Триангели, на которых установлены башмаки 12 с тормозными колодками, соединены валиками 18 с вертикальными рычагами 1 и 14. Триангель состоит из струны 17, втулки 18, распорки 19 и швеллера 21.

Для предохранения от падения на путь триангелей и распорок в случае их разъединения или обрыва предусмотрены предохранительные угольники 20 и скобы. Тормозные башмаки и триангели подвешены к раме тележки на подвесах 16. Тяговый стержень регулятора 3 соединен с нижним концом левого горизонтального рычага 4, а регулирующий винт - с тягой 2.

При торможении корпус регулятора 3 упирается в рычаг, соединенный с горизонтальным рычагом 4 затяжкой. Аналогичную рычажную передачу, отличающуюся только размерами горизонтальных рычагов, имеют полувагоны, платформы, цистерны и др. Для ручной регулировки рычажной передачи в тягах 2, серьгах 13 и затяжках 15 имеются запасные отверстия.

Привод ручного тормоза посредством тяги соединен с горизонтальным рычагом 4 в точке соединения со штоком 6 тормозного цилиндра, поэтому действие рычажной передачи будет такое же, как и при автоматическом торможении, но процесс медленнее.


Наиболее ответственными деталями рычажной передачи грузовых вагонов являются триангели с глухой посадкой тормозных башмаков 3 (рис. 4). Закладка 2 устанавливает с внутренней стороны башмака. Размещенный за башмаком наконечник 5 ложится на полочку боковой балки тележки в случае обрыва подвески 4 и предохраняет триангель от падения на путь.

Рисунок 4 – Детали триангеля

Рисунок 4 – Детали триангеля

Термины и определения

Тормозная магистраль - воздушная магистраль, служащая для питания сжатым воздухом и для управления тормозами поезда посредством изменения в ней давления сжатого воздуха.

Соединительный рукав (рис. 5) предназначен для объединения воздухопровода единиц подвижного состава в поезде в общую тормозную сеть.

Рисунок 5 – Соединительный рукав

Рисунок 5 – Соединительный рукав

Концевой кран (рис. 6) - устройство, предназначенное для контролируемого механического (с ручным приводом) перекрытия тормозной и питательной магистралей для предотвращения поступления и выпуска сжатого воздуха.

Рисунок 6 – Концевой кран

Рисунок 6 – Концевой кран

Разобщительный кран - устройство, предназначенное для перекрытия воздухопроводов.

Запасной резервуар - резервуар, предназначенный для содержания запаса сжатого воздуха, необходимого для наполнения тормозного цилиндра (тормозного резервуара).

Тормозной цилиндр (рис. 7) - пневмомеханическое устройство, предназначенное для преобразования давления сжатого воздуха в силу нажатия на тормозные колодки (накладки).

Рисунок 7 – Тормозной цилиндр

Рисунок 7 – Тормозной цилиндр


Воздухораспределитель (рис. 8) - устройство (или комплекс устройств), предназначенное для управления давлением сжатого воздуха в тормозном цилиндре в зависимости от изменения давления в тормозной магистрали автоматического пневматического тормоза.

Рисунок 8 – Воздухораспределитель

Рисунок 8 – Воздухораспределитель


Авторежим служит для автоматического изменения давления воздуха в тормозном цилиндре в зависимости от степени загрузки вагона - чем она выше, тем больше давление в тормозном цилиндре. При наличии на вагоне авторежима рукоятка переключателя грузовых режимов воздухораспределителя снимается после того, как переключатель режимов воздухораспределителя будет поставлен на груженый режим при чугунных колодках и средний режим при композиционных тормозных колодках.

Рисунок 9 – Авторежим

Рисунок 9 – Авторежим


Тормоз автоматический (автотормоз) - устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разъединении при разрыве воздухопроводной магистрали и (или) при открытии крана экстренного торможения (стоп-крана).

Тормоз стояночный - устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенный на единице подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы подвижного состава.


Новости
17 Ноября 2023

За счет поставки 2023 года будет увеличено количество двухэтажных поездов. Оно может вырасти до 33 пар на 23 маршрутах. Так, планируется, что в двухэтажном исполнении будет курсировать фирменный поезд № 101/102 «Премиум» сообщением Адлер – Москва и пассажирский поезд № 43/44 сообщением Москва – Имеретинский курорт. Помимо этого, полностью завершится обновление всех составов поезда № 71/72 сообщением Москва – Чебоксары.

20 Октября 2023

В пути следования за животными присматривает проводник, но создать питомцу комфортные условия для поездки – обязанность хозяина. Животному необходимо подобрать клетку или переноску, позаботиться о достаточном количестве воды, корма и так далее.Оформить перевозку можно в специализированных кассах на вокзалах, для этого отправителю необходимо заранее заполнить заявление. Его образец можно найти на сайте ОАО «РЖД».

17 Октября 2023

огрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в адрес российских морских портов за 9 месяцев 2023 года составила 251,8 млн тонн, что на 2,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в порты Северо-Запада* отправлено 98,8 млн тонн различных грузов (+5,8%), в порты Дальнего Востока – 85,1 млн тонн (+0,4%), в порты Юга**– 68 млн тонн (на уровне прошлого года).