Заказать звонок

г. Екатеринбург, ул. Первомайская 35

Ваша корзина пуста

Новости
Все новости
24.11.2025

ведут переговоры о запуске в регулярную эксплуатацию обновленных пассажирских вагонов китайского производства на маршрутах между двумя странами. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора РЖД Сергей Павлов.

14.11.2025

Решиться на путешествие поездом — это лишь полдела. Главный вопрос, который встает перед каждым пассажиром: какой вагон выбрать? Плацкарт, купе или СВ? Цена билетов может отличаться в разы, но оправдана ли эта разница? Давайте разберемся по порядку, чтобы ваша поездка была по-настоящему комфортной.

Главная / Полезная информация / Тележки пассажирских вагонов: устройство, типы, неисправности

Тележки пассажирских вагонов: устройство, типы, неисправности и колесные пары

Тележки пассажирского вагона — это ключевой узел ходовой части, обеспечивающий безопасное и плавное движение состава. Каждый пассажирский вагон опирается на две тележки, расположенные симметрично относительно его центра. Они воспринимают нагрузку от кузова, направляют вагон по рельсам и смягчают воздействие от неровностей пути.

Назначение и устройство тележки пассажирского вагона

Основная функция тележки — обеспечивать устойчивость, плавность хода и возможность прохождения кривых участков. Это достигается за счет шкворневого устройства, позволяющего тележке поворачиваться относительно кузова.

Основные элементы и их назначение:

  1. Рама тележки — несущая конструкция, объединяющая все элементы.

  2. Колесная пара — воспринимает нагрузку и обеспечивает движение по рельсам.

  3. Буксовый узел — узел, соединяющий ось колесной пары с рамой, включает подшипники качения.

  4. Система рессорного подвешивания:

    • Буксовое (надбуксовое) подвешивание — первичная ступень смягчения, гасит высокочастотные колебания.

    • Центральное (люлечное) подвешивание — основная ступень, смягчает основные нагрузки, обеспечивает устойчивость.

  5. Гидравлические гасители колебаний — демпфируют раскачивание кузова.

  6. Надрессорная балка — связывает центральное подвешивание с рамой.

  7. Шкворень и подпятник — обеспечивают шарнирное соединение тележки с кузовом вагона и передают вертикальные нагрузки.

  8. Рычажная передача — часть тормозной системы, передает усилие от тормозного цилиндра на колодки.

  9. Предохранительные скобы и поводки — страховочные элементы, предотвращающие опасные смещения.

Основные типы тележек пассажирских вагонов

На вагонах отечественного производства широко применяются тележки следующих моделей:

  • КВЗ-ЦНИИ тип I (масса 7,1 – 7,6 т). Отличительная особенность — крепление поддона центрального люлечного подвешивания (ЦЛП) на болтах с гайками.

КВЗ-ЦНИИ тип I
  • КВЗ-ЦНИИ тип II (масса 7,2 – 7,4 т). Отличается от типа I наличием четырех гидравлических гасителей колебаний (по два с каждой стороны) и увеличенным диаметром пружин ЦЛП.

КВЗ-ЦНИИ тип II
  • КВЗ-ЦНИИ-М (масса 6,9 – 7,4 т). Имеет увеличенный прогиб рессор, удлиненные серьги, более высокие пружины и один резиновый амортизатор в надбуксовом подвешивании.

КВЗ-ЦНИИ-М

Критические неисправности тележек, запрещающие постановку вагона в поезд

Согласно требованиям безопасности, вагон с неисправными тележками не допускается в состав. К основным дефектам относятся:

  • Трещины в несущих и ответственных элементах: раме, надрессорной балке, деталях ЦЛП, скользунах, поводках, подпятниках.

  • Излом любой рессорной пружины (буксовой или центральной).

  • Чрезмерный нагрев букс (перегрев буксового узла), указывающий на неисправность подшипника.

  • Ослабление креплений: болтов буксовых крышек, редукторов, генераторов, серег подвешивания.

  • Отсутствие зазора между пятником кузова и подпятником тележки (для тележек типа КВЗ-ЦНИИ).

Колесная пара пассажирского вагона: устройство и назначение

Колесная пара — важнейший элемент, непосредственно контактирующий с рельсами. Она воспринимает вес вагона, жестко воздействует на путь и направляет движение.

Устройство колесной пары:

  • Ось — центральный стержень, на который напрессовываются колеса.

  • Цельнокатаное колесо — состоит из:

    • Ступицы (посадочная часть на ось).

    • Диска (соединяет ступицу и обод).

    • Обода (рабочая поверхность, контактирующая с рельсом).

    • Гребня — выступ на внутренней стороне обода, который направляет колесную пару по рельсам и предотвращает ее сход с пути.

Исправное состояние колесных пар и тележек — обязательное условие для безопасной эксплуатации любого пассажирского вагона.

Оставьте заявку, мы перезвоним
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK