Тележки пассажирских вагонов: устройство, типы, неисправности и колесные пары
Тележки пассажирского вагона — это ключевой узел ходовой части, обеспечивающий безопасное и плавное движение состава. Каждый пассажирский вагон опирается на две тележки, расположенные симметрично относительно его центра. Они воспринимают нагрузку от кузова, направляют вагон по рельсам и смягчают воздействие от неровностей пути.
Назначение и устройство тележки пассажирского вагона
Основная функция тележки — обеспечивать устойчивость, плавность хода и возможность прохождения кривых участков. Это достигается за счет шкворневого устройства, позволяющего тележке поворачиваться относительно кузова.
Основные элементы и их назначение:
-
Рама тележки — несущая конструкция, объединяющая все элементы.
-
Колесная пара — воспринимает нагрузку и обеспечивает движение по рельсам.
-
Буксовый узел — узел, соединяющий ось колесной пары с рамой, включает подшипники качения.
-
Система рессорного подвешивания:
-
Буксовое (надбуксовое) подвешивание — первичная ступень смягчения, гасит высокочастотные колебания.
-
Центральное (люлечное) подвешивание — основная ступень, смягчает основные нагрузки, обеспечивает устойчивость.
-
-
Гидравлические гасители колебаний — демпфируют раскачивание кузова.
-
Надрессорная балка — связывает центральное подвешивание с рамой.
-
Шкворень и подпятник — обеспечивают шарнирное соединение тележки с кузовом вагона и передают вертикальные нагрузки.
-
Рычажная передача — часть тормозной системы, передает усилие от тормозного цилиндра на колодки.
-
Предохранительные скобы и поводки — страховочные элементы, предотвращающие опасные смещения.
Основные типы тележек пассажирских вагонов
На вагонах отечественного производства широко применяются тележки следующих моделей:
-
КВЗ-ЦНИИ тип I (масса 7,1 – 7,6 т). Отличительная особенность — крепление поддона центрального люлечного подвешивания (ЦЛП) на болтах с гайками.

-
КВЗ-ЦНИИ тип II (масса 7,2 – 7,4 т). Отличается от типа I наличием четырех гидравлических гасителей колебаний (по два с каждой стороны) и увеличенным диаметром пружин ЦЛП.

-
КВЗ-ЦНИИ-М (масса 6,9 – 7,4 т). Имеет увеличенный прогиб рессор, удлиненные серьги, более высокие пружины и один резиновый амортизатор в надбуксовом подвешивании.

Критические неисправности тележек, запрещающие постановку вагона в поезд
Согласно требованиям безопасности, вагон с неисправными тележками не допускается в состав. К основным дефектам относятся:
-
Трещины в несущих и ответственных элементах: раме, надрессорной балке, деталях ЦЛП, скользунах, поводках, подпятниках.
-
Излом любой рессорной пружины (буксовой или центральной).
-
Чрезмерный нагрев букс (перегрев буксового узла), указывающий на неисправность подшипника.
-
Ослабление креплений: болтов буксовых крышек, редукторов, генераторов, серег подвешивания.
-
Отсутствие зазора между пятником кузова и подпятником тележки (для тележек типа КВЗ-ЦНИИ).
Колесная пара пассажирского вагона: устройство и назначение
Колесная пара — важнейший элемент, непосредственно контактирующий с рельсами. Она воспринимает вес вагона, жестко воздействует на путь и направляет движение.
Устройство колесной пары:
-
Ось — центральный стержень, на который напрессовываются колеса.
-
Цельнокатаное колесо — состоит из:
-
Ступицы (посадочная часть на ось).
-
Диска (соединяет ступицу и обод).
-
Обода (рабочая поверхность, контактирующая с рельсом).
-
Гребня — выступ на внутренней стороне обода, который направляет колесную пару по рельсам и предотвращает ее сход с пути.
-
Исправное состояние колесных пар и тележек — обязательное условие для безопасной эксплуатации любого пассажирского вагона.

