Осмотрщик-ремонтник вагонов: обязанности, инструмент и организация работы

Главная / Полезная информация / Работа пунктов технического обслуживания / Организация работы осмотрщика-ремонтника

Профессия осмотрщика-ремонтника вагонов — одна из ключевых в обеспечении безопасности железнодорожных перевозок. Эти специалисты несут прямую ответственность за техническую исправность подвижного состава, выполняя качественный ремонт для безаварийного следования поездов.

Обязанности и ответственность осмотрщика-ремонтника

Ежесменные обязанности

  • Ознакомление с приказами и указаниями перед началом работы

  • Проверка исправности инструмента, средств измерений и сигнальных принадлежностей

  • Контроль наличия вагонных деталей и материалов на стеллажах

  • Проверка состояния спецодежды и обуви

Технические операции

  • Технический осмотр вагонов, подаваемых под погрузку

  • Выявление и устранение неисправностей в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах

  • Уведомление оператора ПТО о готовности вагонов к эксплуатации

  • Стирание меловых надписей о неисправностях после ремонта

Контроль и документация

  • Контроль сохранности вагонов на станции и подъездных путях

  • Составление акта о повреждении вагонов формы ВУ-25

  • Оформление сопроводительных листков формы ВУ-26М

  • Недопущение отправки поврежденных вагонов со станции

Требования к знаниям и квалификации

Обязательная нормативная документация

Осмотрщик-ремонтник должен знать 16 ключевых документов, включая:

  1. Правила технической эксплуатации железных дорог

  2. Инструкцию по сигнализации и движению поездов

  3. Инструкцию осмотрщика вагонов ПВ-ЦЛ-408

  4. Инструкции по ремонту автосцепки №494 и тормозного оборудования №495

  5. Инструкцию по эксплуатации тормозов №2

  6. Инструкцию по вагонным колесным парам 3429

Специальные знания и аттестация

  • Технологию ремонта вагонных деталей и узлов

  • Устройство применяемых машин и механизмов

  • Технические условия на грузовые и пассажирские вагоны

  • Обязательная аттестация каждые 3 года с выдачей свидетельства формы КУ-147

Организация работы смены на ПТО

График и планирование работы

  • Работа по 12-часовому графику сменности

  • Отдых после дневной смены - 1 сутки, после ночной - 2 суток

  • Планирование обработки составов на основе очередности отправления

  • Оперативная корректировка плана в течение смены

Логистика и контроль качества

  • Проверка наличия запасных частей и материалов

  • Доклад старшему осмотрщику о выявленных недостатках

  • Определение потребности в материалах по нормам расхода

  • Подготовка рабочих мест к сдаче в конце смены

Анализ работы смены

  • Проведение 10-15 минутных совещаний по итогам смены

  • Анализ допущенных недостатков при обработке поездов

  • Внесение предложений по улучшению качества работы

  • Уборка негодных деталей и сдача инструмента

Инструмент и оборудование осмотрщика-ремонтника

Основной инструментарий

  • Измерительные приборы: складной метр, шаблоны, толщиномер, лупа

  • Контрольные устройства: шаблон Басалаева, приспособление для зазора скользуна

  • Рабочий инструмент: молоток с ручкой 0,6-0,7 м, ключи рожковые, металлическая щетка

  • Спецприспособления: ломик для проверки автосцепки, зеркало для осмотра

Экипировка и оснащение

  • Фонарь ФОС-2 для работы в темное время суток

  • Сумка для инструмента СУ-1

  • Комплект гаечных ключей размером от 14×17 до 30×32

  • Слесарный инструмент: зубило, бородок, отвертка, полукувалда

Таблица: Комплект инструмента осмотрщика-ремонтника вагонов

Наименование инструментаКоличествоНазначение
Молоток с длинной ручкой 1 шт Для простукивания деталей
Набор рожковых ключей 5 шт Для крепежных работ
Шаблоны измерительные 4 вида Для контроля параметров
Фонарь ФОС-2 1 шт Для освещения при осмотре
Толщиномер колеса 1 шт Для измерения толщины обода

Профессия осмотрщика-ремонтника требует высокой квалификации, ответственности и глубоких знаний нормативной документации. Качественное выполнение обязанностей этими специалистами обеспечивает безопасность и бесперебойность железнодорожных перевозок.

Новости
14 Ноября 2025

Решиться на путешествие поездом — это лишь полдела. Главный вопрос, который встает перед каждым пассажиром: какой вагон выбрать? Плацкарт, купе или СВ? Цена билетов может отличаться в разы, но оправдана ли эта разница? Давайте разберемся по порядку, чтобы ваша поездка была по-настоящему комфортной.

31 Октября 2025

2025 год станет для российского вагоностроения переломным. Эпоха реактивной адаптации к шоку 2022-2023 годов осталась позади, уступив место стратегическому планированию в новых условиях. Отрасль, являющаяся кровеносной системой логистики самой большой страны в мире, стоит на пороге глубокой технологической модернизации. В этом материале мы разберемся, какие тренды определят лицо вагоностроения в 2025 году, и как игроки рынка готовятся отвечать на вызовы времени.

17 Ноября 2023

За счет поставки 2023 года будет увеличено количество двухэтажных поездов. Оно может вырасти до 33 пар на 23 маршрутах. Так, планируется, что в двухэтажном исполнении будет курсировать фирменный поезд № 101/102 «Премиум» сообщением Адлер – Москва и пассажирский поезд № 43/44 сообщением Москва – Имеретинский курорт. Помимо этого, полностью завершится обновление всех составов поезда № 71/72 сообщением Москва – Чебоксары.

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK