Инструкция по обмеру колесных пар вагонов: шаблоны и приборы

Обмер колесных пар — обязательная процедура при осмотре, полном освидетельствовании и ремонте вагонов. Для контроля ключевых параметров используются специализированные шаблоны и инструменты. Рассмотрим основные методы и оборудование для проведения замеров.

1. Измерение проката и ползуна абсолютным шаблоном

Абсолютный шаблон

Прокат колеса измеряют в наиболее изнашиваемой зоне — на расстоянии 70 мм от внутренней грани. Для этого используется абсолютный шаблон.

Порядок измерения проката:

  1. Плотно приложите вертикальную грань шаблона к внутренней грани колеса.

  2. Опорная скоба должна упереться в вершину гребня.

  3. Опустите измерительную ножку до соприкосновения с поверхностью катания.

  4. Результат измерьте в миллиметрах по вертикальной шкале и нониусу (цена деления — 0,1 мм).

    • Пример: На рис. 5.8, в величина проката составляет 2,6 мм.

Важно: При неравномерном прокате замеры производят в нескольких точках по окружности. Учитывается максимальное значение и разница между максимумом и минимумом.

Измерение глубины ползуна:

Абсолютным шаблоном также замеряют глубину ползуна.

  1. Установите шаблон так же, как для измерения проката.

  2. Опустите измерительную ножку над самой глубокой точкой ползуна.

  3. Глубина ползуна = (Глубина впадины) - (Величина проката). Измерительная ножка должна оставаться на одной линии от внутренней грани.

2. Контроль состояния гребня колеса

Измерение толщины гребня

Толщину гребня измеряют на расстоянии 18 мм от его вершины с помощью горизонтального движка абсолютного шаблона. Альтернативный метод — наложение браковочного выреза шаблона шириной 25 мм.

Абсолютный шаблон

Выявление вертикального подреза гребня (шаблон ВПГ)

Шаблон ВПГ

Вертикальный износ (подрез) определяют с помощью специального шаблона ВПГ.

  1. Плотно прижмите опорные ножки шаблона к внутренней грани колеса.

  2. Подведите движок вплотную к гребню и зафиксируйте стопорным винтом.

  3. Подрез считается недопустимым, если рабочая поверхность движка соприкасается с гребнем на высоте 18 мм.

3. Измерение толщины обода колеса толщиномером

Толщиномер

Толщину обода измеряют в наиболее изношенном месте с помощью толщиномера.

  1. Установите измерительную ножку на расстоянии 70 мм от внутренней грани.

  2. Плотно прижмите линейку шаблона к внутренней грани обода, заведя выступ в его нижней части.

  3. Подведите измерительную ножку до соприкосновения с поверхностью катания.

  4. Размер толщины обода определите по шкале линейки.

Толщиномером также измеряют:

  • Глубину ползунов

  • Глубину выщербин

  • Высоту наваров

Размер дефекта вычисляется как разница между толщиной обода в месте дефекта и толщиной обода на разном участке на том же расстоянии от внутренней грани.


4. Замер расстояния между внутренними гранями колес (штангенциркуль РВП)

Штанген РВП

Для измерения этого параметра используется штангенциркуль РВП.

  1. Подведите обе ножки инструмента к внутренним граням обоих колес.

  2. Зафиксируйте подвижную ножку стопорным винтом.

  3. Считайте результат по шкале на штанге.

5. Измерение диаметра колеса и разности диаметров (Скоба ДК)

Скоба ДК

Скоба ДК используется для замера диаметров по кругу катания и определения разницы диаметров колес на одной оси.

Порядок работы:

  1. Ослабьте стопорный винт подвижной бабки.

  2. Прижмите скобу опорными поверхностями к внутренней грани обода колеса.

  3. Подведите наконечники бабок до соприкосновения с поверхностью катания в положении максимального диаметра.

  4. Зафиксируйте бабку стопорным винтом и снимите показания по основной шкале и нониусу.

Важно: Для каждого колеса выполните не менее 3 замеров в разных сечениях. Действительным значением считается среднее арифметическое этих измерений.

6. Автоматизированный контроль: прибор МАИК

Прибор МАИК

Для ТО и текущего ремонта вагонов эффективно использовать малогабаритный автоматизированный прибор МАИК. Он предназначен для измерения диаметра колеса и толщины гребня без выкатки колесной пары.

Ключевые преимущества МАИК:

  • Автоматическое вычисление разности диаметров колес на оси.

  • Высокая точность (±0,5 мм) за счет правильного позиционирования и усреднения результатов.

  • Работа без выкатки колесной пары.

  • Малый вес (2,8 кг), удобство использования.

Конструкция прибора включает: измерительную скобу, шток для измерения диаметра, измеритель толщины гребня, электронный блок и элементы управления.

Новости
14 Ноября 2025

Решиться на путешествие поездом — это лишь полдела. Главный вопрос, который встает перед каждым пассажиром: какой вагон выбрать? Плацкарт, купе или СВ? Цена билетов может отличаться в разы, но оправдана ли эта разница? Давайте разберемся по порядку, чтобы ваша поездка была по-настоящему комфортной.

31 Октября 2025

2025 год станет для российского вагоностроения переломным. Эпоха реактивной адаптации к шоку 2022-2023 годов осталась позади, уступив место стратегическому планированию в новых условиях. Отрасль, являющаяся кровеносной системой логистики самой большой страны в мире, стоит на пороге глубокой технологической модернизации. В этом материале мы разберемся, какие тренды определят лицо вагоностроения в 2025 году, и как игроки рынка готовятся отвечать на вызовы времени.

17 Ноября 2023

За счет поставки 2023 года будет увеличено количество двухэтажных поездов. Оно может вырасти до 33 пар на 23 маршрутах. Так, планируется, что в двухэтажном исполнении будет курсировать фирменный поезд № 101/102 «Премиум» сообщением Адлер – Москва и пассажирский поезд № 43/44 сообщением Москва – Имеретинский курорт. Помимо этого, полностью завершится обновление всех составов поезда № 71/72 сообщением Москва – Чебоксары.

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK