Неисправности колесных пар
Для своевременного изъятия из эксплуатации неисправных колесных пар и обеспечения безопасности движения поездов необходимо владеть способами обнаружения неисправностей, а также знать причины их появления (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Характерные неисправности колесных пар. причины их возникновения
и способы обнаружения
Неисправности |
Причины возникновения |
Способы обнаружения |
Расстояние между внутренними гранями колес не соответствует допускаемому |
Сход колесной пары с рельсов |
Измеряется штихмассом |
Трещины в любой части оси, обода, диске, ступице колеса |
Усталость металла, неравномерная загручка вагона, перегруз вагона, нарушение технологии изготовления деталей, ударные нагрузки |
Наружным осмотром определяется наличие |
Остроконечный накат гребня |
Разность баз боковых рам тележки грузового вагона; разность диаметров колес, насаженных на одну ось |
Наружным осмотром |
Прокат по кругу катания более допускаемого |
Естественный износ в процессе эксплуатации |
Измеряется абсолютным шаблоном |
Толщина гребня менее допускаемой |
Естественный износ при взаимодействии колесных пар и рельсового пути |
Измеряется абсолютным шаблоном |
Вертикальный подрез гребня |
Разность баз боковых рам |
Определяется специальным шаблоном |
Кольцевые выработки |
Нарушение технологии |
Измеряется с помощью двух линеек |
Сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси |
Нарушение технологии |
Признаком является выделение из-под ступицы ржавчины, масла с внутренней или наруж- |
«Навар» высотой более |
Нарушение режимов торможения вагона |
Измеряется абсолютным шаблоном, а также толщиномером |
Протертость средней |
Неправильная регулировка тормозной рычажной передачи |
Измеряется с помощью двух линеек |
Следы контакта с электродом или электросварочным проводом |
Нарушение правил выполнения сварочных и наплавочных работ при ремонте деталей вагонов |
Наружным осмотром |
Толщина обода менее |
Обточка поверхности катания колеса при ремонте |
Измеряется толщиномером |
Неисправности поверхности катания (рис. 5.7): |
Закливание колесных пар из-за неисправности тормозов. Нарушение технологии изготовления колес. |
Измеряется абсолютным шаблоном, а также толщиномером или с помощью линейки |
ползун 3 (выбоина) местное уширение обода (раздавливание) 4 более допускаемого |
|