Неисправности колесных пар
Для своевременного изъятия из эксплуатации неисправных колесных пар и обеспечения безопасности движения поездов необходимо владеть способами обнаружения неисправностей, а также знать причины их появления (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Характерные неисправности колесных пар. причины их возникновения
и способы обнаружения
| Неисправности | Причины возникновения | Способы обнаружения | 
| Расстояние между внутренними гранями колес не соответствует допускаемому | Сход колесной пары с рельсов | Измеряется штихмассом | 
| Трещины в любой части оси, обода, диске, ступице колеса | Усталость металла, неравномерная загручка вагона, перегруз вагона, нарушение технологии изготовления деталей, ударные нагрузки | Наружным осмотром определяется наличие | 
| Остроконечный накат гребня | Разность баз боковых рам тележки грузового вагона; разность диаметров колес, насаженных на одну ось | Наружным осмотром | 
| Прокат по кругу катания более допускаемого | Естественный износ в процессе эксплуатации | Измеряется абсолютным шаблоном | 
| Толщина гребня менее допускаемой | Естественный износ при взаимодействии колесных пар и рельсового пути | Измеряется абсолютным шаблоном | 
| Вертикальный подрез гребня | Разность баз боковых рам | Определяется специальным шаблоном | 
| Кольцевые выработки | Нарушение технологии | Измеряется с помощью двух линеек | 
| Сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси | Нарушение технологии | Признаком является выделение из-под ступицы ржавчины, масла с внутренней или наруж- | 
| «Навар» высотой более | Нарушение режимов торможения вагона | Измеряется абсолютным шаблоном, а также толщиномером | 
| Протертость средней | Неправильная регулировка тормозной рычажной передачи | Измеряется с помощью двух линеек | 
| Следы контакта с электродом или электросварочным проводом | Нарушение правил выполнения сварочных и наплавочных работ при ремонте деталей вагонов | Наружным осмотром | 
| Толщина обода менее | Обточка поверхности катания колеса при ремонте | Измеряется толщиномером | 
| Неисправности поверхности катания (рис. 5.7): | Закливание колесных пар из-за неисправности тормозов. Нарушение технологии изготовления колес. | Измеряется абсолютным шаблоном, а также толщиномером или с помощью линейки | 
| ползун 3 (выбоина) местное уширение обода (раздавливание) 4 более допускаемого | 
 | 
