Вагон — это единица железнодорожного подвижного состава, предназначенная для перевозки грузов или пассажиров. Многообразие типов и конструкций вагонов обусловлено необходимостью перевозки различных грузов и обеспечения комфорта пассажиров.
Существует четыре основных признака классификации железнодорожных вагонов: по назначению, месту эксплуатации, количеству осей и ширине колеи.
Это основной критерий, разделяющий вагоны на две большие группы.

Предназначены для перевозки людей и делятся на несамоходные и самоходные.
Вагоны электропоездов, дизель-поездов и автомотрисы для пригородного сообщения.

Составляют основную часть вагонного парка и делятся на универсальные и специальные.
Для грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений.
Для навалочных грузов: руды, угля, леса, не требующих защиты от осадков.
Для длинномерных, громоздких грузов и контейнеров. Фитинговая платформа — специализированная для крупнотоннажных контейнеров.
Для жидких, газообразных и сыпучих грузов: нефти, химикатов, молока, муки.
Саморазгружающийся вагон для массовых насыпных грузов: зерна, цемента, балласта.
Для скоропортящихся грузов с поддержанием температурного режима.
Для негабаритных и тяжеловесных грузов.
Вагон-самосвал для сыпучих грузов с разгрузкой опрокидыванием.
Универсальные вагоны подходят для широкого спектра грузов, но могут иметь ограничения по эффективности погрузки. Специальные вагоны оптимальны для конкретных грузов, но имеют больший порожний пробег.
Вагоны делятся на двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Наиболее распространены четырехосные вагоны.
Классификация вагонов позволяет оптимально подбирать подвижной состав для конкретных задач перевозок. Понимание различий между типами вагонов помогает эффективно организовать грузовые и пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте.