В процессе эксплуатации вагонов, оборудованных буксами с роликовыми подшипниками, возникает необходимость проведения промежуточной ревизии букс.
Эту работу выполняют в случаях, когда нагрев букс был выявлен приборами либо устройствами сигнализации нагрева букс пассажирских вагонов в пути следования поезда, а также при обнаружении неисправностей буксового узла при техническом обслуживании вагонов. Кроме этого, для пассажирских вагонов промежуточная ревизия проводится через шесть месяцев после планового ремонта или предыдущей ревизии и при летнем и зимнем техническом обслуживании.
Промежуточную ревизию проводят и как профилактическую меру. Ее выполняют слесари высокой квалификации, имеющие разряд не ниже четвертого и соответствующее удостоверение, в присутствии осмотрщика-ремонтника, бригадира или мастера с правом полного освидетельствования колесных пар с буксами на подшипниках качения.
Промежуточная ревизия буксового узла с роликовыми подшипниками может быть выполнена на вагоне в составе поезда или после его отцепки. Колесные пары пассажирских вагонов с редукторами от средней части оси при промежуточной ревизии из-под вагона выкатывают.
Для проведения промежуточной ревизии необходимо иметь металлическую тару для сбора отработанной смазки, чистую буксовую смазку, набор слесарных инструментов в сумке или металлической готовальне, металлическую проволоку диаметром 1,5—2 мм, набор скребков, лопаточек из цветного металла для извлечения старой смазки и лупу с семи кратным увеличением.
Перед началом промежуточной ревизии у выкаченных колесных пар буксы надо провернуть вручную. Если при вращении чувствуются толчки или слышен посторонний шум, то букса подлежит полной разборке, а у колесной пары проверяют поверхность катания. При наличии раковин, ползунов, выбоин, отколов и др., такие колесные пары подлежат обточке на колесотокарных станках в вагонных депо или в вагоно-колесных мастерских.
При промежуточной ревизии с корпуса буксы снимают смотровую крышку, очищают от грязи и протирают место ее прилегания к корпусу буксы. У редукторных колесных пар снимают редуктор и промежуточную часть. Места прилегания крышки или промежуточной части к корпусу протирают обтирочным материалом вторично.
Снятые детали и узлы укладывают в закрытую металлическую тару. Перед этим из передней части буксы смазку лопаточками перекладывают в снятую крышку. При выполнении работы по удалению смазки и во всех последующих технологических операциях соблюдают условия, исключающие попадание в буксы или на внутренние поверхности снятых узлов и деталей различных загрязнений и металлических включений.
При осмотре внутренних деталей буксового узла прежде всего определяют техническое состояние смазки. При обнаружении в смазке металлических включений, механических и других примесей, выявленных на ощупь, буксу подвергают полной ревизии в депо. Изменение цвета смазки при отсутствии различных включений и загрязнений не является браковочным признаком.
Далее контролируют техническое состояние переднего подшипника, который считается исправным, если не обнаружен излом внутреннего или наружного кольца или сепаратора. Если обнаружена хотя бы одна из перечисленных неисправностей, то необходимо провести полную ревизию буксы.
При исправном состоянии роликового подшипника проверяют плотность крепления подшипников на шейке оси колесной пары отстукиванием болтов крепления стопорной гайки, торцовой шайбы.
Под ослабленные болты устанавливают новые пружинные шайбы, и болты плотно заворачивают. Проволоку болтов стопорной планки заменяют, если прежняя неисправна, а также когда заменяют пружинные шайбы под болтами ее крепления. Плотность крепления торцовой гайки проверяют легкими ударами слесарного молотка по оправке из цветного металла, упирающейся в шлиц в одну из граней коронки. Удары направляют в обе стороны вращения гайки. Если торцевая гайка ослабла у подшипников на горячей посадке, колесная пара подлежит выкатке из под вагона.
Промежуточная ревизия букс с исправными роликовыми подшипниками и узлами их крепления заканчивается укладкой необходимого количества смазки в форме валика на торцевую гайку и видимую часть сепаратора переднего подшипника (с учетом заполнения только одной трети свободного пространства передней части буксы). Общая масса годной старой и свежей смазки для букс с диаметром подшипника 250 мм не должна превышать 1,0—1,2 кг.
Посадочные поверхности крышек и корпуса буксы, болты М20 и М12 и резьбовые отверстия под них покрывают легким слоем смазки ЛЗ-ЦНИИ. Смотровую крышку после очистки внутренней поверхности и установки резиновой прокладки толщиной 3 мм крепят к крепительной крышке четырьмя болтами, под которые устанавливают пружинные шайбы. Крепительную крышку после очистки внутренней поверхности и установки резинового кольца из круглой резины диаметром 4 мм крепят болтами к корпусу буксы. Под болты ставят пружинные шайбы, а под два или один болт (в зависимости оттого, как предусмотрено конструкцией) устанавливают бирку, если она стояла до снятия крышки буксы. Затягивание всех болтов крышки выполняют равномерно, поочередно и по диагонали. Резиновые кольца и прокладки, имеющие остаточные деформации или другие повреждения, перед постановкой крышек заменяют новыми.
О проведении промежуточной ревизии, в том числе и профилактической, на смотровой или крепительной крышке буксы правой шейки оси (по наличию клейма формирования) на предварительно очищенном месте наносят надпись по трафарету масляной белой краской о месте и времени проведения ревизии, например Р-1У-00-375.