Купить поглощающие аппараты различных типов
В настоящее время на вагоны устанавливают поглощающие аппараты различных типов в зависимости от назначения вагонов. Каждый поглощающий аппарат, независимо от его конструкции, характеризуется следующими показателями:
• рабочим ходом подвижных частей аппарата, выходящих за пределы его корпуса;
• энергоемкостью, т.е. количеством поглощаемой энергии при полном ходе при усилии 2 МН (200 тс);
• усилием начального сопротивления.
Помимо этих основных показателей, существуют и дополнительные, в зависимости от конструкции аппарата, например, стабильность работы, период приработки, масса аппарата, срок службы и т.д.
На основе анализа условий эксплуатации, показавшего значительные различия требований в зависимости от рода перевозимых грузов, был разработан типоразмерный ряд поглощающих аппаратов автосцепного устройства грузовых вагонов (табл. 8.2).
Таблица 8.2
Типоразмерный ряд поглощающих аппаратов
Наименование показателя |
Т-1 |
Т-2 |
Т-3 |
Т-4 |
Номинальная энергоемкость, кДж, не менее |
60—80 |
100—120 |
140—160 |
200—400 |
Максимальная энергоемкость, кДж, не менее |
80—110 |
30—160 |
190—220 |
400—800 |
Ход аппарата |
70—120 |
90—120 |
120 |
250—500 |
Рекомендуемые типы вагонов |
Полувагоны, платформы, крытые для грузов общего назначения, маршрутные поезда |
Цистерны, крытые для ценных и экологически опасных грузов |
Газовые и химические цистерны для особо опасных грузов |
Специализированные вагоны |
К классам Т1 и Т2 относятся пружинно-фрикционные аппараты, в которых поглощение энергии удара происходит преимущественно за счет трения на рабочих поверхностях. Характеристики, отвечающие требованиям классов ТЗ и Т4, могут быть реализованы только в конструкции гидравлических или эластомерных поглощающих аппаратов.
В конце 90-х гг. XX в. отечественными заводами были разработаны эластомериые поглощающие аппараты, удовлетворяющие техническим требованиям МПС России и превосходящие по своим показателям зарубежные аналоги. ОАО «ВНИИЖТ» совместно со специалистами авиационной промышленности и заводом «Авиаагрегат» (г. Самара) создан аппарат АПЭ-120-И, ГУП «Урал вагон завод» — аппарат АПЭ-95-УВЗ, ОАО «БМЗ-Вагон» — аппарат ЭПА-120. Одновременно испытывается и аппарат 73 ZW12M, разработанный фирмой «КАМАКС» (Польша), серийное производство которого предусматривается на совместном российско-польском предприятии «ЛЛМЗ-КАМАКС».
В 1997 г. ГУП «Уралвагонзавод» совместно с ОАО «ВНИИЖТ» начал работы по созданию собственной конструкции эластомерного поглощающего аппарата автосцепного устройства грузовых вагонов.
Характеристики эксплуатируемых и намечаемых к серийному производству аппаратов приведены в табл. 8.3. Для фрикционных аппаратов значения энергоемкости и безопасной скорости соударения вагонов определены при среднем значении максимальной силы 2 МН.
Таблица 8.3
Основные показатели эксплуатируемых и опытных поглощающих аппаратов
Тип аппарата |
Конструктивный ход, мм |
Энергоемкость при соударении вагонов массой 100 т, кДж |
Скорость соударения вагонов массой 100 т, км/ч |
Статическая сила закрытия. МН |
Ш-1-ТМ |
70 |
20 |
6,0 |
Не нормируется |
Ш-2-В |
90 |
46 |
7,9 |
Не нормируется |
Ш-6-ТО-4 |
120 |
60 |
9,0 |
Не нормируется |
Г1МК-110-K-23 |
ПО |
60 |
9,7 |
Не нормируется |
73ZVV |
90 |
110 |
10.0 |
0,85 |
73ZW12M |
120 |
135 |
12,0 |
1,85 |
ЛПЭ-120-И |
120 |
160 |
14,0 |
1,7 |
АГ1Э-120 |
120 |
140 |
13.0 |
1,8 |
АПЭ-95-УВЗ |
95 |
130 |
10.0 |
1,15 |
Возможность широкого применения недорогих аппаратов для поездных условий эксплуатации обусловлена маршрутизацией перевозок с применением поездов постоянного формирования.
Для грузов высокой стоимости и чувствительных к динамическим нагрузкам целесообразно обеспечить более надежную защиту вагона от действия продольных сил и ускорений. Однако это возможно только при условии узкой специализации такого подвижного состава, введения специального тарифа и организации транспортных структур, которые будут арендаторами или собственниками вагонов. Выбор поглащаюшего аппарата для вагонов, предназначенных для перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом их воздействия на окружающую среду.
Показатели наиболее перспективных на сегодняшний день аппаратов приведены в табл. 8.4.
Таблица 8.4
Показатели перспективных поглощающих аппаратов
Тип аппарата |
Ход аппарата, |
Скорость соударения, км/ч |
Энергоемкость, кДж |
73 ZW |
90 |
10,0 |
110 |
Модель 120 |
120 |
11,0 |
135 |
ЛПЭ-120-И |
120 |
13,5 |
157 |
АПЭ-95-УВЗ |
95 |
10.0 |
110 |
ЭПА-120 |
120 |
12.0 |
145 |
Пружинно-фрикционные аппараты автосцепки получили наибольшее распространение в вагонах из-за простоты и возможности их проектирования с удовлетворительными параметрами. Основная часть подвижного состава российских железных дорог оснащена пружинно-фрикционными поглощаюшими аппаратами шестигранного типа — аппаратами Ш-1-ТМ, которыми оборудовались четырехосные грузовые вагоны постройки до 1979 г., а затем преимущественно аппаратами Ш-2-В. Восьмиосные вагоны оснащались аппаратами типа Ш-2-Т и Ш-4-Т, имеющими отличие в габаритных размерах (Ш — шестигранный, Т — термически обработанный, М — модернизированный, В — взаимозаменяемый). Эти аппараты сходны между собой по конструкции и различаются в основном такими параметрами, как энергоемкость, ход, первоначальная и конечная сила сжатия.
Поглощающий аппарат Ш-1-ТМ и Ш-2-В (рис. 8.12) состоит из корпуса 3 с шестигранной горловиной, в котором размещены нажимной конус 1, три клина 2 и нажимная шайба 5. Между днищем корпуса 3 и шайбой 5 размещены пружины б (наружная) и 7 (внутренняя) подпорного комплекта. Стяжной болт 8 с гайкой 4 служит для удержания деталей в собранном аппарате и создания начальной затяжки пружин. Ход аппарата 70 мм, энергоемкость 50 кДж.
Поглощающие аппараты Ш-2-В и Ш-2-Т имеют конструкцию, как и аппарат Ш-1-ТМ, однако в целях увеличения хода аппарата они не имеют нажимной шайбы, и усилие от конуса передается непосредственно на пружины. Аппарат Ш-2-Т имеет габаритные размеры, отличающиеся от размеров аппаратов Ш-1-Т и Ш-2-В, и предназначен для постановки на 8-осные вагоны. Указанные выше аппараты по своей энергии относятся к классу «ТО» стандарта. Аппараты класса «ТО» могут использоваться только как запчасти или на вагонах ограниченного применения по согласованию с ОАО «РЖД».
Для того, чтобы клинья при перемещении не перекашивались и не смещались в сторону, они сделаны в форме угла, а горловина корпуса аппарата выполнена шестигранной формы, т.е. клинья перемещаются по направляющим. Для облегчения восстановления аппарата грани горловины корпуса выполнены с уклоном 2° в наружную сторону.
Пружинно-фрикционный аппарат типа Ш-6-ТО-4 для грузового четырехосного подвижного состава состоит из корпуса 4 (рис. 8.13), выполненного за одно целое с тяговым хомутом, отъемного днища 9, нажимного конуса 1, трех фрикционных клиньев 2, опорной шайбы 3, наружной пружины 6, двух внутренних пружин 7, между которыми установлена промежуточная шайба 5, и стяжного болта с гайкой 8.
Аппарат Ш-6-ТО-4 имеет шестигранную схему фрикционного узла и принцип действия по типу рассмотренных выше конструкций. Он взаимозаменяем с аппаратами Ш-1-TM и Ш-2-В по установочным размерам. Однако при установке данного аппарата в вагоны прежней постройки требуется модернизация упоров, обеспечивающих свободное размещение между ними съемного днища.
Поглощающий аппарат Ш-6-ТО-4У (рис. 8.14) является вариантом предыдущего типа. Его особенностью является то, что в конструкции отсутствует стяжной болт с гайкой.
Состоит из корпуса 4, изготовленного совместно с хомутовой частью, упорной плиты 10, конуса 1, фрикционных клиньев 2, размешенных в горловине корпуса аппарата, пружин 6 и 7, предварительно сжатых съемным днищем 9. В сжатом состоянии через вырез 11 закладываются сухари 12, которые после снятия монтажной нагрузки посредством заплечиков 13 и буртиков 14 корпуса фиксируют днище, удерживающее все детали в собранном состоянии аппарата.
Клин 15 тягового хомута, соединяющий аппараты Ш-6-ТО-4 и Ш-6-ТО-4У с автосцепкой, не имеет буртиков и должен опираться на специальную планку 16, через которую пропускают поддерживающие болты 17.
Поглощающий аппарат ПМК-110А, ПМК-110К-23 (рис. 8.15) состоит из корпуса 4, в котором размещены наружная 1, внутренняя 2 пружины. На пружины опирается опорная пластина 6, нажимной конус 8 опирается на два фрикционных клина 7. Между клиньями и корпусом аппарата расположены неподвижные пластины 3 с металлокерамичсскими элементами, входящие своими выступами в отверстия корпуса, и подвижные пластины 5, опирающиеся на опорную пластину 6. Стяжной болт 10 с гайкой 9. Ход аппарата 110 мм, энергоемкость 75 кДж.
Аппарат ПМК-110К-23 отличается от аппарата ПМК-110А только маркой металлокерамических элементов.
Работает аппарат следующим образом. При действии на автосцепку сжимающего усилия ее хвостовик через упорную плиту давит на нажимной конус аппарата, а при растягивающем усилии тяговый хомут давит на основание конуса; аппарат начинает сжиматься. Конус, перемещаясь внутрь корпуса, нажимает на клинья. Клинья прижимаются к неподвижным пластинам, и возникает трение, в результате чего происходит поглощение энергии. Когда упорная плита доходит до подвижных пластин, последние начинают перемешаться вместе с конусом, создавая дополнительное трение. Сопротивление аппарата возрастает, поглощаемая энергия увеличивается. После прекращения нажатия под воздействием пружин детали аппарата возвращаются в исходное положение, причем сила отдачи за счет трения меньше силы отдачи сжатых пружин.
При постановке аппарата на подвижной состав разрешается только применение упорных плит, не имеющих скоса со стороны контакта с аппаратом.
Поглощающие аппараты ПМК-110А и ПМК-110К-23 относятся к классу Т1.
Для вагонов, требующих повышенной защиты, применяются эластомерные поглощающие аппараты. Действие аппаратов основано на перетекании эластомера в зазор между поршнем и цилиндром, который составляет десятые доли миллиметра. Это приводит к увеличению энергоемкости аппарата по сравнению с пружинно -фрикционными системами. Внутри корпуса аппарата при соударении возникает высокое давление до 450 МПа (4500 кгс/см2).
Поглощающий аппарат 73 ZW (рис. 8.16) относится к категории амортизаторов, в которых используют в качестве рабочей среды силиконовые эластомеры. Амортизатор 1 расположен в корпусе 2 аппарата. Шток А упирается в днище корпуса аппарата, а основание — в упорную плиту 5. Плита удерживается четырьмя закрепленными на ней болтами с гайками 3 и шплинтами с помощью
двух монтажных планок 4. Аппарат имеет ход 90 мм, энергоемкость 130 кДж. Он предназначен для установки, в первую очередь, на вагоны, перевозящие опасные грузы и имеющие расстояние от упора головы автосцепки до переднего упора не менее 110 мм, что соответствует ходу аппарата.
От усилия сжатия сжимается амортизатор, и его шток входит, сжимая рабочий материал (эластомер). При ударной нагрузке поглощение энергии происходит за счет перетекания эластомера через калиброванный зазор между корпусом амортизатора и поршнем, установленным на штоке.
При частичной разборке аппарат устанавливают вертикально на упорную плиту, отвертывают гайки болтов плиты, после чего снимают корпус аппарата. Сборку аппарата производят в обратном порядке. Полную разборку аппарата выполняют на специализированных предприятиях. Для облегчения постановки на вагон аппарат сжимают и между монтажными планками 5 и приливами Б корпуса ставят дистанционные вкладыши высотой 18 мм и диаметром 16—20 мм.
Поглощающий аппарат 73 ZW относится к классу Т2.
Поглощающий аппарат АПЭ- 120-И (рис. 8.17) также относится к эластомерным системам. Он состоит из корпуса 2, внутри которого находится поршень 3 со штоком 1, проходящим через уплотнительную буксу 4. Камеры А и Б корпуса заполнены эластомером.
Корпус соединяется с упорной плитой с помощью болтов с гайками. Между гайками и приливом корпуса ставятся полукольца, предназначенные для
сжатия аппарата с целью облегчения постановки аппарата на вагон. При действии сжимающей нагрузки в камере А происходит динамическое дросселирование за счет перетекания в калиброванный зазор между корпусом 2 и штоком-поршнем 1 силиконовой композиции, в результате чего происходит рассеивание кинетической энергии удара. В камере А также происходит частичное сжатие силиконовой композиции в связи с уменьшением объема камеры за счет разницы диаметров двух концов штока- поршня. В камере происходит основное сжатие композиции, и величина статической нагрузки на аппарат определяется, в основном, давлением в этой камере. После прекращения действия нагрузки подвижные детали аппарата возвращаются в
исходное положение. В теле поршня имеются обратные клапаны для уменьшения сопротивления перетеканию эластомерного материала при обратном ходе.
Поглощающий аппарат АПЭ-120-И относится к классу ТЗ. При ходе 120 мм его энергоемкость 160 кДж; аппарат устанавливается на вагоны, перевозящие особоопасные грузы.
Инженерами научно-производственного предприятия «Дипром», основанного на базе Брянского государственного университета (БГУ), а также специалистами Бежицкого сталелитейного завода и УК «Грузовые вагоны» создан поглощающий аппарат ПМКП-ПО класса Т1. Это новый высокоэффективный амортизатор удара, предназначенный для защиты грузовых вагонов широкого назначения от продольных нагрузок.
Поглощающий аппарат ПМКП-110 (рис. 8.18) разработан на базе серийно выпускаемого поглощающего аппарата ПМК-110К-23. Применение полимерных блоков повышает полноту и энергоемкость силовых характеристик амортизатора. Достигается это за счет повышения жесткости подпорного комплекта, что позволяет уменьшить управляющие углы клиновой системы и, соответственно, стабилизировать трение на вспомогательных поверхностях. В сочетании с демпфирующими свойствами полимеров устраняются фрикционные автоколебания.
Аппарат ПМКП-110 прошел установленный курс ресурсных испытаний и принят Межведомственной комиссией ОАО «РЖД». Конструкция аппарата ПМКП-110 защищена патентам РФ № 2128301.
Тип аппарата |
Производитель |
Класс аппарата |
Номинальная энергоемкость при силе 2МН, кДж |
Ход, мм |
Длина розетки, мм |
Расстояние от упора головы автосцепки до грани розетки, мм |
Масса, кг |
Ш-1-ТМ |
Т0 Исключительные случаи (при следовании в ремонт) |
20 |
70 |
185 |
70-90 |
130 |
|
Ш-2-Т |
60 |
110 |
95 |
110-130 |
144 |
||
Ш-2-В |
ФГУП «ПО УВЗ», ОАО «БСЗ», ОАО «БМЗ», ОАО «Камаз-Металлургия» |
50 |
90 |
130 |
120-140 |
134 |
|
ПМК-110А, ПМК-110-К-23 |
ОАО «БСЗ», ОАО «БМЗ» |
65 |
110 |
158 |
|||
Ш-6-ТО-4у |
ФГУП «ПО УВЗ» |
65 |
120 |
307 |
|||
РТ-120 |
ООО «Вагонмаш» |
Т1 Не опасные грузы (платформы, полувагоны, крытые и др.) |
70 |
120 |
120 |
||
ПМКП-110 |
ОАО «БСЗ» |
70 |
120 |
150 |
|||
АПМ-120-Т1 |
ОАО «АЗОВМАШ» |
70 |
120 |
132 |
|||
73ZWу |
ООО «ЛЛМЗ-КАМАХ» |
Т2 Опасные грузы (нефть, нефтепродукты, хим. вещества) |
110 |
90 |
130 |
120-140 |
214 |
АПЭ-95-УВЗ |
ФГУП «ПО УВЗ» |
108 |
95 |
170 |
|||
АПЭ-90-А |
ОАО «АВИА АГРЕГАТ» |
100 |
90 |
160 |
|||
73ZW12 |
ООО «ЛЛМЗ-КАМАХ» |
Т3 Опасные грузы (сжиженные газы, ядовитые вещества) |
140 |
120 |
130 |
120-140 |
200 |
АПЭ-120-И |
ОАО «АВИА АГРЕГАТ» |
157 |
120 |
155 |
При деповском ремонте допускается устанавливать поглощающие аппараты Т0 на все рода вагонов, кроме цистерн (Применимо для грузовых вагонов, построенных до 2013 года).
Согласно Приказу №159 от 17.06.2016 г. МИНТРАНСа РОССИИ "О принятии к руководству и исполнению итогов шестьдесят четвертого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества":
"..."2.1 Все грузовые вагоны независимо от года постройки после выполнения деповского ремонта должны быть укомплектованы поглощающими аппаратами класса не ниже, чем до выполнения указанного вида ремонта.
2.2 С 1 января 2017 г. все грузовые вагоны, построенные после 2013 года, при деповском ремонте должны быть укомплектованы поглощающими аппаратами в соответствии с требованиями конструкторской документации на эти вагоны, при этом грузовые вагоны, не предназначенные для перевозки опасных грузов, должны быть укомплектованы поглощающими аппаратами класса не ниже Т1, а вагоны-цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов, - поглощающими аппаратами класса не ниже Т2. "
При капитальном ремонте:
– на вагоны, не перевозящие опасные грузы, устанавливаются поглощающие аппараты не ниже класса Т1 ОСТ 32.175-2001.
– на вагоны, перевозящие опасные грузы классов 3, 4, 5, 8, 9 (нефтепродукты, химические вещества) ГОСТ 19433-88, устанавливаются поглощающие аппараты не ниже класса Т2 ОСТ 32.175-2001.
– на вагоны, перевозящие опасные грузы классов 1, 2, 6, 7 (сжиженные газы, ядовитые вещества) ГОСТ 19433-88, устанавливаются поглощающие аппараты не ниже класса Т3 ОСТ 32.175-2001.
№ п/п |
Наименование детали |
Срок гарантии |
Нормативный документ |
1 |
Поглощающие аппараты |
||
1.1 |
АПЭ-95-УВЗ |
8 лет |
ТУ 3183-058-07518941-2000 (ОАО «НПК «Уралвагонзавод») |
1.2 |
АПЭ-120-И |
8 лет |
ТУ 3183-001-07512714-2002 (ОАО «Авиаагрегат») |
1.3 |
АПЭ-90-А |
8 лет |
ТУ 3183-001-07512738-2004 (ОАО «Авиаагрегат») |
1.4 |
ПМКП-110 |
8 лет |
ТУ 3183.002.02068031-2004 (ООО «НПП Дипром») |
1.5 |
РТ-120 |
8 лет |
ТУ 3183-001-11652562-04 (ООО «Вагонмаш») |
1.6 |
73ZW |
4 года |
ТУ 0136-002-11010050-96 (ООО «ЛЛМЗ-КАМАХ») |
1.7 |
73ZWy |
8 лет (4 года для выпуска до 2010г.) |
ТУ 0136-002-11010050-96 (ООО «ЛЛМЗ-КАМАХ») |
1.8 |
73ZWy2 |
8 лет (4 года для выпуска до 2010г.) |
ТУ 0136-004-11010010-2003 (ООО «ЛЛМЗ-КАМАХ») |
Поглощающие аппараты автосцепки предназначены для уменьшения продольных растягивающих и сжимающих сил в поезде за счет преобразования кинетической энергии соударяющихся вагонов в работу сил трения и потенциальную энергию деформации упругих элементов аппарата.
– пружинные;
– пружинно-фрикционные;
– резинометаллические;
– резино-фрикционные;
– гидравлические;
– газовые;
– гидрогазовые;
– гидрофрикционные;
– эластомерные.
Согласно ГОСТ 32913-2014 "Аппараты поглощающие сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки":
По способу поглощения энергии удара поглощающие аппараты делятся на фрикционные, гидравлические, эластомерные, аппараты из упругих элементов и комбинированные, использующие сочетание нескольких способов поглощения энергии.
Во фрикционных поглощающих аппаратах большая часть энергии поглощается за счет сухого трения на рабочих поверхностях фрикционного узла, в гидравлических - за счет дросселирования жидкости через калиброванное отверстие, в эластомерных - за счет продавливания высоковязкого эластомерного материала через калиброванный щелевой зазор или отверстие, а также его объемного сжатия, в аппаратах из упругих элементов - за счет упругой деформации полимерных упругих элементов.
Пружинные аппараты устанавливаются лишь в буферах и межвагонных амортизаторах пассажирских вагонов с упругими переходными торцевыми площадками.
В автосцепках грузовых вагонов наибольшее распространение получили пружинно-фрикционные аппараты с простыми в исполнении упорами, имеющими удовлетворительные параметры (энергоемкость, полный ход аппарата, сила сопротивления при сжатии, сила начальной затяжки, коэффициент необратимого поглощения энергии удара, статическая сила закрытия аппарата). Для грузовых вагонов разработаны пружинно-фрикционные поглощающие аппараты нескольких типов (см. таблицу).