Введение
Замена колесной пары (КП) — критически важная операция в обслуживании железнодорожного подвижного состава. Ее проводят на специализированных механизированных пунктах или ремонтных путях, оснащенных запасом исправных пар, подъемными средствами и необходимым инструментом. Технология процесса напрямую зависит от типа тележки и осности вагона. В этой статье мы подробно разберем порядок замены колесных пар для четырехосных и восьмиосных вагонов.
Перед началом работ необходимо убедиться в наличии:
Исправных колесных пар, подобранных по типу и диаметру.
Подъемных средств (домкраты, краны).
Необходимых приспособлений (клинья, струбцины, скобы, подставки).
Разница в диаметрах колесных пар в одной тележке не должна превышать 10 мм, а в двух тележках одного вагона — 20 мм (контролируется скобой ДК).
Работы выполняют два слесаря. Последовательность операций строго регламентирована.
Подготовка и замеры. Измеряют диаметр оставляемой колесной пары и подбирают подходящую замену.
Фиксация вагона. Колесные пары на противоположном конце вагона надежно подклинивают для предотвращения движения.
Демонтаж тяги. Отсоединяют горизонтальную тягу от вертикального рычага тележки, подлежащей выкатке.
Подъем вагона. Один конец вагона поднимают домкратами до момента освобождения шкворня тележки.
Страховка. Опускают предохранительные гайки на плунжерах домкратов для обеспечения безопасности.
Выкатка тележки. Тележку выкатывают из-под вагона.
Фиксация исправной пары. Оставляемую в тележке колесную пару подклинивают.
Подъем тележки. Свободный конец тележки (с заменяемой парой) приподнимают так, чтобы буксы вышли из буксовых проемов боковин.
Установка на подставки. Тележку опускают боковинами на заранее подготовленные подставки.
Извлечение неисправной пары. Неисправную колесную пару выкатывают и убирают с пути.
Подача новой пары. На путь устанавливают заранее подобранную исправную колесную пару.
Фиксация букс. Опорные поверхности букс новой пары фиксируют в верхнем положении.
Закатка пары. Колесную пару подкатывают под тележку.
Снятие подставок. Приподнимают конец тележки и убирают подставки.
Опускание тележки. Тележку опускают на колесную пару, контролируя правильность входа букс в буксовые проемы.
Контроль и проверка. Снимают фиксаторы с букс, проверяют исправность и правильность положения всех деталей тележки.
Уборка клиньев. Убирают клинья с исправной колесной пары.
Закатка тележки. Тележку закатывают под вагон.
Снятие страховки. Поднимают предохранительные гайки на домкратах.
Опускание вагона. Вагон опускают на тележку.
Сборка тяги. Соединяют горизонтальную тягу с вертикальным рычагом.
В восьмиосных вагонах технология зависит от позиции заменяемой колесной пары. Во всех случаях исправную четырехосную тележку необходимо подклинить.
Замена 1-й колесной пары:
Используют винтовые струбцины, создающие жесткую связь между рамой вагона и боковыми рамами крайней двухосной тележки.
При подъеме конца кузова поднимаются и концы боковых рам, освобождая первую колесную пару для замены.
Замена 2-й колесной пары:
Один слесарь отсоединяет горизонтальную затяжку, а другой с помощью специальных скоб подвешивает соединительную балку тележки к хребтовой балке вагона.
Подъем конца кузова позволяет выкатить двухосную тележку для замены пары.
Замена 3-й колесной пары:
Требуется полная выкатка четырехосной тележки. Для этого отсоединяют тормозную систему и поднимают кузов вагона.
В выкаченной тележке наружную двухосную тележку подклинивают, отсоединяют тяги и краном выкатывают внутреннюю тележку для замены пары.
Замена 4-й колесной пары:
Выкатка внутренней тележки не требуется.
С помощью крана и захвата приподнимают неисправную пару, подкладывают подставки, опускают пару на рельсы и производят замену.
Важно! Подъем груженого восьмиосного вагона разрешается производить только домкратами грузоподъемностью не менее 40 тонн.
Заключение
Строгое соблюдение технологического порядка замены колесных пар — залог безопасности и надежности железнодорожных перевозок. Каждый этап, от подбора пары по диаметру до финальной сборки, должен выполняться квалифицированными специалистами с применением исправного оборудования.