Колесные пары

Колесные пары относятся к ходовым частям и являются одним из ответственных элементов вагона. Они предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути и восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы при их вращении. Работая в сложных условиях загрубения, колесные пары должны обеспечивать высокую надежность, так как от них во многом зависит безопасность движения поездов. Поэтому к колесным парам предъявляются особые, повышенные требования госстандартами, Правилами технической эксплуатации железных дорог, Инструкцией но осмотру, освидетельствованию, ремонту и (формированию вагонных колесных пар, а также другими нормативными документами при проектировании, изготовлении и содержании в эксплуатации. Конструкция и техническое состояние колесных пар оказывают влияние на плавность хода, величину сил, возникающих при взаимодействии вагона и пути, и сопротивление движению.

Работая в современных режимах эксплуатации железных дорог и экстремальных условиях окружающей среды, колесная пара вагона должна удовлетворять следующим основным требованиям:

•  обладать достаточной прочностью, имея при этом минимальную необрессоренную массу (с целью снижения тары подвижного состава и уменьшения непосредственного воздействия на рельсовый путь и элементы вагона при прохождении неровностей рельсовой колеи);

•  обладать некоторой упругостью, обеспечивающей снижение уровня шума и смягчение толчков, возникающих при движении вагона по рельсовому пути;

•   совместно с буксовыми узлами обеспечивать возможно меньшее сопротивление при движении вагона и возможно большее сопротивление износу элементов, подвергающихся изнашиванию в эксплуатации.

Колесная пара (рис. 5.1) состоит из оси 1 и двух укрепленных на ней колес 2.

Колесные пары

Тип колесной пары определяется типом оси и диаметром колес, а также конструкцией подшипника и способом крепления его на оси.

Типы колесных пар в зависимости от применяемых типов осей и подшипников приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Типы колесных пар вагонов

Тип колесной пары

Тип оси

Диаметр колеса, мм

Тип подшипника на колесной паре

Применение

РУ1-950

РУ1

950

Качения

На всех грузовых и пассажирских вагонах постройки после 1963 г.

РУ1Ш-950

РУ1Ш

950

Качения

На всех грузовых и пассажирских вагонах постройки с 1979 г. 

Основным типом колесных пар являются конструкции с цельнокатаными стальными колесами с диаметром по кругу катания 950 мм. Колесные пары с осями, предназначенными для эксплуатации с роликовыми подшипниками, различают между собой по конструкции торцевого крепления внутренних колец роликовых подшипников на шейке (см. рис. 5.1) с нарезной частью для навинчивания корончатой гайки; или при помощи приставной шайбы. Колесные пары с формой шейки 3 обозначаются РУ 1-950, а с формой 4— РУ1Ш-950. РУ - роликовая унифицированная, Ш — торцевое крепление внутренних колец подшипников приставной шайбой.

Для безопасного движения вагона по рельсовому пути на ось 1 прочно закрепляются колеса 2 (см. рис. 5.1) с соблюдением строго определенных размеров (табл. 5.1).

Расстояние между внутренними гранями колес составляет для новых колесных пар, предназначенных для вагонов, обращающихся со скоростями до 120 км/ч. — (1440; +3, -1мм), свыше 120, но не более 160 км/ч — (1440; +3, -1).

Во избежание неравномерной передачи нагрузки на колеса и рельсы разность размеров от торца оси до внутренней грани обода для колесной пары допускается не более 3 мм.

Колеса, укрепленные на одной оси, не должны иметь разность по диаметру более 1 мм, что предотвращает односторонний износ гребней и не допускает повышения сопротивления движению.

Новости
02 Декабря 2019

Проект предполагает развитие пригородно-городских перевозок на железнодорожных линиях, соединяющих городские районы и ближайшие пригороды через центр столицы. Запланирована реконструкция остановочных пунктов и станций на территории Москвы и Подмосковья, в том числе с учетом обустройства удобных пересадок на станции метро, МЦК, а также на наземный городской транспорт.

14 Октября 2019

Это может привести к дискриминации на рынке и росту стоимости перевозок

06 Августа 2019

В целом погрузка в адрес ДВЖД с начала года увеличилась на 2,6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. При этом рост погрузки угля составил 4,8%, что значительно превышает предусмотренный в долгосрочной программе развития РЖД целевой показатель на 2019 год.  Об этом сообщает Рамблер.