Колесные пары

Колесные пары относятся к ходовым частям и являются одним из ответственных элементов вагона. Они предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути и восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы при их вращении. Работая в сложных условиях загрубения, колесные пары должны обеспечивать высокую надежность, так как от них во многом зависит безопасность движения поездов. Поэтому к колесным парам предъявляются особые, повышенные требования госстандартами, Правилами технической эксплуатации железных дорог, Инструкцией но осмотру, освидетельствованию, ремонту и (формированию вагонных колесных пар, а также другими нормативными документами при проектировании, изготовлении и содержании в эксплуатации. Конструкция и техническое состояние колесных пар оказывают влияние на плавность хода, величину сил, возникающих при взаимодействии вагона и пути, и сопротивление движению.

Работая в современных режимах эксплуатации железных дорог и экстремальных условиях окружающей среды, колесная пара вагона должна удовлетворять следующим основным требованиям:

•  обладать достаточной прочностью, имея при этом минимальную необрессоренную массу (с целью снижения тары подвижного состава и уменьшения непосредственного воздействия на рельсовый путь и элементы вагона при прохождении неровностей рельсовой колеи);

•  обладать некоторой упругостью, обеспечивающей снижение уровня шума и смягчение толчков, возникающих при движении вагона по рельсовому пути;

•   совместно с буксовыми узлами обеспечивать возможно меньшее сопротивление при движении вагона и возможно большее сопротивление износу элементов, подвергающихся изнашиванию в эксплуатации.

Колесная пара (рис. 5.1) состоит из оси 1 и двух укрепленных на ней колес 2.

Колесные пары

Тип колесной пары определяется типом оси и диаметром колес, а также конструкцией подшипника и способом крепления его на оси.

Типы колесных пар в зависимости от применяемых типов осей и подшипников приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Типы колесных пар вагонов

Тип колесной пары

Тип оси

Диаметр колеса, мм

Тип подшипника на колесной паре

Применение

РУ1-950

РУ1

950

Качения

На всех грузовых и пассажирских вагонах постройки после 1963 г.

РУ1Ш-950

РУ1Ш

950

Качения

На всех грузовых и пассажирских вагонах постройки с 1979 г. 

Основным типом колесных пар являются конструкции с цельнокатаными стальными колесами с диаметром по кругу катания 950 мм. Колесные пары с осями, предназначенными для эксплуатации с роликовыми подшипниками, различают между собой по конструкции торцевого крепления внутренних колец роликовых подшипников на шейке (см. рис. 5.1) с нарезной частью для навинчивания корончатой гайки; или при помощи приставной шайбы. Колесные пары с формой шейки 3 обозначаются РУ 1-950, а с формой 4— РУ1Ш-950. РУ - роликовая унифицированная, Ш — торцевое крепление внутренних колец подшипников приставной шайбой.

Для безопасного движения вагона по рельсовому пути на ось 1 прочно закрепляются колеса 2 (см. рис. 5.1) с соблюдением строго определенных размеров (табл. 5.1).

Расстояние между внутренними гранями колес составляет для новых колесных пар, предназначенных для вагонов, обращающихся со скоростями до 120 км/ч. — (1440; +3, -1мм), свыше 120, но не более 160 км/ч — (1440; +3, -1).

Во избежание неравномерной передачи нагрузки на колеса и рельсы разность размеров от торца оси до внутренней грани обода для колесной пары допускается не более 3 мм.

Колеса, укрепленные на одной оси, не должны иметь разность по диаметру более 1 мм, что предотвращает односторонний износ гребней и не допускает повышения сопротивления движению.

Новости
06 Августа 2019

В целом погрузка в адрес ДВЖД с начала года увеличилась на 2,6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. При этом рост погрузки угля составил 4,8%, что значительно превышает предусмотренный в долгосрочной программе развития РЖД целевой показатель на 2019 год.  Об этом сообщает Рамблер. 

02 Августа 2019

Теперь размер пеней за несвоевременную доставку грузов, не принадлежащих РЖД порожних вагонов или контейнеров сокращается за каждые сутки просрочки с 9% до 6% стоимости перевозки. Штраф не должен превышать 50% платы за перевозку вместо действовавших ранее 100%.

24 Июля 2019

Ранее к перевозке допускались кошки, собаки, хомяки, морские свинки, кролики, птицы и черепахи. Теперь в список дополнительно включили мелких грызунов, норок, енотов, мелких неядовитых земноводных вроде тритонов и лягушек, а также пресмыкающихся (игуаны, хамелеоны).